Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Развитие речи детей пятого года жизни посредством театрализованной деятельности»

Алла Лукьянова
Опыт работы на тему «Развитие речи детей пятого года жизни посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление свое хочу начать с эпиграфа А. С. Пушкина:

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.

Научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия формирования личного вклада в развитие образования :

Научно – исследовательские условия: работы К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, А. В. Запорожца, О. С. Ушаковой, Л. М. Гурoвич, лингвистов и фольклористов В. Я. Пропп, В. П. Аникина, Е. А. Костюхина по проблемам развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами сказки в образовательной деятельности, идеи использования сказки, мимических упражнений, игр на развитие речи в театрализованной деятельности на занятиях по речевому развитию и др. видам деятельности.

Публикация «Опыт работы на тему „Развитие речи детей пятого года жизни посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Методические условия: работа в составе коллектива МАДОУ, участие в разработке методических пособий и трансляции опыта учреждения (курсы НИРО, конкурсы, интернет сообщество); наличие пособий в методкабинете ДОО.

Организационно – педагогические условия: речевое развитие детей группы, отношение родителей к речевому развитию; с 2010 года работа в составе творческой группы МАДОУ по речевому развитию.

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи у детей, потому что представлено в двух образовательных областях.

Методики развития речи средствами сказки описаны в работах авторов: О. С. Ушаковой, Гавриш Н. В., Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Меланович и др.

- В их исследованиях представлены задачи, содержание и методы работы с детьми по развитию речи средствами загадки.

А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по развитию речи средствами сказки детей младшего дошкольного возраста.

Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения словаря детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.

1) Дошкольный возраст сензитивен для развития речи.

2) Дошкольный возраст – возраст игры.

3) Ребенок развивается в деятельности.

4) Сказка представляет собой образец нормативной речи и содержит воспитательные возможности (ценностное отношение к миру)

Сказки помогут показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне развиваться

Решает практически все задачи программы развития речи.

Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Сказка закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Создание условий речевого развития детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Формировать у детей диалогические умения и навыки

2. Обогащать и активизировать словарь детей

3. Совершенствовать грамматический строй речи

4. Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, высоту и силу голоса, дыхание

5. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности

Ведущая идея: Театрализованная деятельность, организуемая в процессе освоения образовательной программы детьми, будет служить эффективным средством обогащения и развития речи детей. На экране показана схема развития речи через театрализацию сказок.

На подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по методике Ю. А. Афонькиной.

Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.

По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей с задержкой психического развития охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя.

Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову и разнообразить словесное творчество детей.

На проектировочном этапе была составлена примерная система работы по обогащению и развитию речи через театрализацию сказок и составлен перспективный план по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок.

Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей среднего возраста средствами сказки:

1. Ознакомление детей со сказкой.

2. Работа над выразительностью речи и движений детей

3. Совместное с детьми изготовление атрибутов и декораций

4. Активизация театрализованных игр.

Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка:

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. Кристина, Аня Ч., Вика любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях. Ваня П., Ксюша А., Алеша Т. и другие дети используют изобразительный и природный материал для рисования и лепки декораций к сказкам, рисование героев. Например, после занятия по лепке зайчиков, Аня слепила еще и медведя и составила сказочную историю о дружбе зайчика и медведя.

Задачей первого этапа стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение последовательности событий, героев сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки: «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки: “Гуси - лебеди”, «Снегурочка» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы: рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие. Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Заюшкина избушка” объясняли, почему избушка лубяной называется. Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку “Гуси - лебеди“, Денис Г. И Алина В. заметили в описании реки – слова молочная река, кисельные берега - значит в реке молоко, а на берегах вкусный кисель. А Кирилл и Даша Р. отметили, как в сказке звучит слово домовничать - “заниматься дома делами. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказках заинька, курочка – рябушка, гусонька, батюшка, матушка др.

На втором этапе работали над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми.

Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.

Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. Например, Лёня, Алеша, и Ксюша играли в зоопарк и были разными зверями и разговаривали с посетителями зоопарка разными голосами, разным тембром. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. Так же в конце этапа дети контролировали пересказ других детей. Например, когда Кристина пересказывала сказку "Бычок - смоляной бочок", забыла, что к бычку прислонялся волк, а Аня Ч. поправила её. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.

На третьем этапе работы, мы готовили атрибуты к игре в сказку. Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки "Заюшкина избушка" мы изготовили маски - ушки Зайца, Лисы, Медведя. а для Петуха еще и бумажный яркий хвост и косу из плотного картона. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.

На четвертом этапе работы мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2016 года мы подготовили сказку "Заюшкина избушка" и "Гуси - лебеди". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Ксения стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Лисы, интонационно выразительно прогоняла зайца и других героев и испугалась Петуха.

Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.

Параллельно с работой с детьми по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

Мы активно использовали следующие формы, которые представлены на экране:

При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.

Нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике Ю. А. Афонькиной

Были получены следующие результаты:

1 Увеличилось количество детей с высоким уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.

2 Количество детей среднего уровня развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с низкого на средний уровень.

3 Снизился низкий уровень развития детей до 12%. Дети пытаются устанавливать связи в произведении, самостоятельно пересказывать сказки, заинтересовано относятся к играм - драматизациям по русским народным сказкам, принимают в них посильное участие.

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Консультация для родителей: «Характеристика речи детей пятого года жизни» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни— освоение связной монологической речи. На пятом году жизни речь ребенка.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград Опыт.

Опыт работы. Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. К конкурсу «Воспитатель года -2018» Информационный лист 1. Воробьева Лариса Витальевна 2.13.08.1994г 3. Высшее. Московский гуманитарный университет им. Шолохова 2008г. 4. Соответствие.

Педагогический опыт работы на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Аннотация на обобщённый опыт работы на.

Развитие ориентировки во времени у детей пятого года жизни в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 271 городского округа город Уфа Тема: «Развитие ориентировки.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей посредством приобщения детей к русскому фольклору» С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую.

Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельностиЭффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности «Обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Развитие речи детей пятого года жизни посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 15:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Развитие речи детей пятого года жизни посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Лукьянова (УИ 1329809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД