Лучший педагог года

Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста»

Людмила Новожилова
Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста»

Совместная работа с воспитателем Курниковой Татьяной Владимировной.

Опыт работы на тему: "Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста"

Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями. Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Публикация «Опыт работы „Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3. Заучивать потешки.

4. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора

Практическая часть

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование фольклора на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

2) Использование фольклорных произведений в режимных моментах и в повседневной жизни.

1) Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Занятия строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.). Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

При чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

На занятиях используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

Используем прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте.

В работе используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём используемый на занятиях - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке – «масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

Используем малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

2. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они – сапожки».

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Составили перспективный план по работе с родителями Провели консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома.

Предлагаем вашему вниманию посмотреть презентацию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот,.

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию опыт работы воспитателя 1 младшей группы Маркиной Ирины Викторовны на тему:.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.

Опыт работы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Капаева.

Программа по дополнительному образованию — роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошк. возраста Пояснительная записка «А что за роскошь, что за смысл, Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин Устное народное.

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей Слайд 1. Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. Слайд 2. «Подлинную историю своего народа нельзя знать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста»
Опубликовано: 30 июня 2018 в 17:38
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД