МААМ-картинки

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы» (19 фото)

Стопоренко Ирина Васильевна
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.

Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы“» размещена в разделах

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

На огромную значимость этого фактора обращает наше внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В подписанном им Указе «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» сказано: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (.) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской Империи, и в Советском Союзе».

Важность нравственно-патриотического воспитания подчеркнута в целом ряде нормативно-правовых актах:

- в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о том, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155, утвердил принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка, а так же поставил важнейшую задачу, которая требует «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры, его ценностям. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Как уже отмечалось выше, современные нормативные документы требует от педагогов глубокой работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей. В обществе доминирует приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются более современными, западными образцами. Широкое распространение в общественном сознании получили равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о малой родине, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своей группе.

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель:

Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, детском саде, о родном селе, своей стране, о Российской Армии.

Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:

• Формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию своей малой родины;

• Воспитание бережного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению;

• Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• Расширение представлений о городах России;

• Знакомство детей с символами государства;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.

Прежде чем начать работать над данной темой я решила повысить свою теоретическую подготовку. Изучив литературу, которая помогла мне узнать опыт и наработки других педагогов, я пришла к выводу, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к малой родине, к своей стране.

Свою практическую деятельность я начала с составления перспективного плана по работе с детьми и по работе с родителями. При составлении перспективного плана работы использовала программу Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России», опиралась на рекомендации Е. Ю. Александровой, Е. П. Гордеевой, М. П. Постниковой, Г. П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ». Учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников»

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н. Г., Грибовой Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л. Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).

При составлении перспективного плана мною учитывались индивидуальные и психологические особенности детей, уровень их интеллектуального развития. Планируя работу с детьми, старалась использовать разнообразные формы: занятия, игры, беседы, чтение художественной литературы, конкурсы, рассказы, викторины, развлечения и праздники. Все это должно способствовать более эффективному процессу воспитания патриотических качеств у дошкольников.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

Тематический блок «Моя семья»

Одной из самых близких, простых и доступных тем является тема «Семья», так как мир ребенка начинается с его семьи.

В рамках этой темы с детьми проведены:

- беседы о семейных традициях и праздниках, правах и обязанностях всех членов семьи;

- игровая деятельность, в ходе которой дети разыгрывали игровые сюжеты по теме «Моя семья»; а также игры на закрепление понятий: «родня», «состав семьи»;

- обсудили различные ситуации из жизни семьи;

- составили рассказы о членах семьи на основе личного опыта;

- рассмотрели семейные фотоальбомы;

Для усвоения у детей знаний, я провела ряд обобщающих бесед, которые были направлены на формирование представлений о семье,

Кроме того, в рамках итогового мероприятия дети совместно с родителями приняли участие в выставке детского творчества по темам: «Моя семья».

В ходе проведения праздников: «День матери», «8 марта» дети старались показать и доказать, что мама является главной радостью в жизни каждого человека, показывали свое нежное и трепетное отношение к своим мамам.

Результатом реализации данного направления стало воспитание любви к самым родным и близким людям на земле. Так в ходе работы у дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок начинает принимать свой дом таким, каков он есть и любить его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»
Фото «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»

Тематический блок «Детский сад»

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду.

Дошкольное учреждение для ребенка является тем местом, в котором он проводит много времени и должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, дошкольников знакомлю с расположением помещений детского сада. Дети с удовольствием посещают кабинеты, свободно и самостоятельно ориентируются в здании и территории ДОУ. Также провожу экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений провожу беседы о важности труда всех людей, работающих в ДОУ. Дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям-малышам, игровой (сюжетно-ролевая игра «Детский сад», художественно-речевой, театрализованной и др.

В детском саду согласно учебному плану проводятся мероприятия, посвящённые дню дошкольного работника, на которых дети моей группы поздравляют сотрудников детского сада и дарят подарки, сделанные своими руками.

Опыт работы - фото

В ходе проведенной работы дети свободно ориентируются в здании и на территории дошкольного учреждения; познакомились с традициями детского сада, с элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; у детей сформированы представления об отношении к труду через знакомство с профессиями работников детского сада.

Фото №1 Нравственно патриотическое воспитание детей старшей группы Патриотическое

Тематический блок «Моя малая родина»

В рамках данной темы провела следующие тематические занятия:

- «Путешествия по улицам села Чесноково» - в ходе, которого ребята закрепили названия улиц села, вспомнили, какие значимые объекты на них расположены;

- «Откуда хлеб пришел?» - во время проведения данного занятия у ребят воспитывалось уважение к труду взрослых и т. д.

- знакомлю детей с родным селом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми; с улицами нашего села;

- организую целевые прогулки к проезжей части дороги;

- для закрепляю названий улиц, на которых живут дети, а также название улицы, на которой расположен детский сад; использовала дидактическую игру обучающего характера, «Где ты живешь?» в ходе, которой ребята закрепляли знания о родном селе, названия улиц.

- организую игры в дорожно-транспортном уголке.

- провожу экскурсии по родному селу. Ничто так наглядно и ярко не может воздействовать на сознание ребенка, как экскурсии для ознакомления детей с родным селом, его историей. В разное время года были организованы и проведены экскурсии в разные места (школьный музей, библиотеку, СДК, к памятнику воинам погибшим в годы великой отечественной войне, которые давали ребятам возможность получить много новых и ярких впечатлений и знаний.

Фото №2 Воспитание детей

Совместно с детьми приняли участие:

- в митинге, посвящённом памяти жертв политических репрессий, возложили цветы (сделанные с детьми) у закладного камня;

Фото №3 Материалы для педагогов воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени

- участие в шествии на день села (грамота за лучшее представление в шествии);

- участие в сельском фестивале на день матери «Созвездие талантливых»

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, приучаю детей беречь природу, охранять ее. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Через игры («Разные ситуации») закрепляли правила поведения в природе, составляли кодекс правил поведения в лесу, составляли рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»). Изготовила лэпбук «Берегите природу», дидактическую игру «Животные планеты земля», провела открытое занятие на уровне района Квест – игру по экологии «Сохраним природу – поможем планете».

В результате проведенной работы у детей возрос познавательный интерес к истории родного края, уважение к знаменитым землякам. Дети узнали, что люди разных профессий трудятся на благо района, села, стараются сделать жизнь сельчан удобнее, интереснее. Укрепилось чувство любви к родному краю и ощущение гражданина своей малой Родины.

Тематический блок «Родная страна»

Особенно сложна для восприятия детей тема «Родная страна». В рамках данной темы детей познакомила:

- с названием своей страны;

- с названием столицы России – г. Москва;

- с государственной символикой России: гербом, флагом, гимном;

- с городами-героями;

Были проведены такие тематические занятия:

- «День народного единства» - в ходе данного занятия ребята прославляли нашу Родину, ее богатство и мощь, делали народную куклу Кувадку для создания «Хоровода дружбы».

Фото №4 Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы Фото №5 Нравственно патриотическое воспитание нравственных ценностей отношения к событиям нашей истории

- «Белый, синий, красный» - на данном занятии ребята знакомились с главным символом нашей страны – флагом, историей его появления.

- Занятие – викторина «Родина – Россия»

В рамках работы по гражданско – правовому воспитанию провели сюжетно – ролевую игру «Выборы президента сказочной страны», играя дети знакомились с избирательным правом. Посетили избирательный участок во время выборов президента РФ.

Фото №6 Изменилось и отношение людей к Родине что потребовало модернизации российского образования Фото №7 Публикация Опыт работы Нравственно патриотическое воспитание детей старшей группы размещена в разделах Воспитание детей Фото №8 Материалы для педагогов Нравственно патриотическое воспитание Опыт работы практика Старшая группа Темочки Старинная мудрость гласит Человек не знающий своего прошлого не знает ничего

Для практического применения в работе с детьми оформила тематическую уголок «Государственные символы России», а также стенд «Города-герои России».

В результате проведенной работы детям привиты такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», дети осознают важность победы нашего народа, понимают, за что Родина чтит своих героев, знают о том, что имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Тематический блок «Наша Армия»

- НОД: знакомство с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!», расширение представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи («Знакомство с биографией М. И. Рогачева», формирование у детей образа героя, защитника своего государства, («Наша Армия», «Защитники Отечества»). «Доблестные воины России» - ребята знакомились с основными родами войск Российской армии, воспитывалось уважение к подвигам защитников Отечества.

В ходе занятий ребята были активны, охотно делились своими мыслями и впечатлениями. В преддверии праздника День защитника Отечества была проведена игра «Что делают солдаты?» - где ребята получили знания о службе солдат в Российской армии, о значимости их долга для страны.

Тематических праздники:

- музыкально - спортивный праздник «Папы могут всё», который оставил неизгладимый след в душе каждого ребенка, с каким желанием победить и принести победу своей команде ребята отправлялись в различные ситуации – метко стреляли, играли в переправу и т. д.

Фото №9 Потому что без знания своих корней традиций культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека любящего своих родителей свой дом свою страну с уважением относящегося к другим народам

- «День Победы!» В ходе праздничных мероприятий дети закрепили знания о символах праздника Победы - Вечном огне, Параде Победы, георгиевской ленточке, праздничном салюте.

Фото №10 На огромную значимость этого фактора обращает наше внимание Президент Российской Федерации В

- участие в концерте посвящённом Дню Победы в СДК;

Фото №11 В подписанном им Указе О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания сказано Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте

- участие в акции «СпасибоZащитникам» Амурская область;

- участие в акции «Своих не бросаем» (собрали посылку солдатам в зону СВО)

Фото №12 И такой фундамент это патриотизм Фото №13 Мы как бы долго ни обсуждали что может быть фундаментом прочным моральным основанием для нашей страны ничего другого все равно не придумаем

Большое значение для более эмоционального восприятия детьми информации имеет художественная литература, согласно перспективному плану работы с детьми в течение года они знакомились со стихотворениями о России, о Амурской области, с творчеством дальневосточного поэта И. А. Еремина, много произведений было прочитано о труде взрослых в разные этапы развития Российского общества, о подвигах народа в годы Великой Отечественной войны, множество стихотворений русских поэтов, прославлявших красоту и величие русской природы.

Разбирая эти произведения, ребята передавали свое отношение к происходящим событиям, учились рассуждать, делать умозаключения.

С традициями и обычаями русского народа ребята познакомились на масленичной неделе, которая завершилась проведением масленичных гуляний с участием родителей на территории детского сада.

Фото №14 Это уважение к своей истории и традициям духовным ценностям наших народов нашей тысячелетней культуре и уникальному Фото №15 Опыт работы практика опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России

Формы работы по патриотическому воспитанию с детьми:

1. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей (значки, открытки и пр.) для использования в беседах с детьми.

2. Проведение конкурса детских рисунков.

3. Проведение экскурсий в школьный музей

4. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.

5. Организация выставки детских работ военно-патриотической тематики.

6. Прослушивание аудиозаписей для детей.

7. Чтение произведений.

8. Проведение цикла тематических занятий.

Создание предметно-развивающей среды

Немаловажным фактором нравственно – патриотического воспитания является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С этой целью в группе был организован уголок патриотического воспитания, который включает в себя:

• Символика нашего государства (изображение герба, флага).

• Портрет президента России.

• Фотоальбом о столице нашей Родины: «Москва – главный город России».

• Художественная литература по ознакомлению с родным краем и страной.

• Подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.

• Оформлены папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Государственная символика России», «Природа нашего края».

• Подобрана методическая, художественная литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

Фото №16 Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения который был и в Российской Империи и в Советском Союзе

Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующему выводу:

что проведенная мной работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов деятельности дала положительный результат.

Дети старшей группы знают название страны в которой они живут, символику страны, государственные праздники. Сформированы представления об историческом прошлом нашей Родины.

Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края и, конечно же стали активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в группе и в детском саду.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка в процессе использования различных видов деятельности способствует воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 09:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД