Надежда Веремьева
Опыт работы по формированию финансовой культуры у детей 5–7 лет «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Cегодня я хочу рассказать вам об опыте работы по формированию финансовой культуры у детей 5-7 лет.
Наверняка каждый из вас хотя бы раз, замечал детские истерики возле прилавков и отделов магазинов, и робкие попытки родителей утихомирить своих детей. Современных детей уже мало волнует, есть ли у родителей средства, возможности, чтобы удовлетворить их запросы и потребности. Конечно, обвинять одних только детей нельзя. Виноваты мы с вами, т. е. – взрослые, ведь, каждый раз, когда ребенок просит нас что- то либо ему купить мы приобретаем ту или иную вещь, порой даже не вникая, может она совсем и не нужна нашему ребенку. Как правило с помощью таких покупок мы пытаемся компенсировать свою загруженность с утра до вечера.
Публикация «Опыт работы по формированию финансовой культуры у детей 5–7 лет „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
Я считаю, что с решение этой проблемы и поможет справиться финансовая грамотность. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека, поэтому экономическое воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
2 слайд
Как простроить свою работу так, чтобы ребенок был заинтересован в освоение финансовой культуры нам подсказала образовательная программа Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская «Занимательные финансы. Азы финансовой культуры для дошкольников», которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. На ее основе мы разработали свою парциальную программу по финансовой культуре «Азы для дошкольников».
Цель данной программы формирование первичных экономических представлений и компетенций у детей 5-7 лет.
Из данной цели вытекает ряд задач:
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, подготовить к восприятию денег, как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда)
- научить соотносить понятия «надо», «хочу», «могу»;
- обогатить словарный запас и познакомить с новыми экономическими понятиями.
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
3 слайд
Параллельно работе по парциальной программе, организовано сотрудничество сетевого объединения педагогов по финансовой грамотности. Что способствует повышению качества, через обмен опытом, оказание консультативной поддержки.
4 слайд
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и наши помощники в формировании у детей финансовой культуры.
Для этого мною проводятся анкетирование, создаются тематические стенды, памятки для родителей, создана страничка на сайте ДОУ.
5 слайд
Родители активно включаются в образовательный процесс, совместно с детьми изготавливают атрибуты для проведения ярмарок и сюжетно – ролевых игр, принимают участие в создании мини – музея. Участвуют в районных мероприятиях: игра по финансовой грамотности «Сто к одному», конкурс рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Программа предусматривает различные методы и приемы работы с детьми, и сейчас я бы хотела на них немного остановиться.
6 слайд
Самый любимы вид детской деятельности это, конечно же, игра, здесь дошкольник свободно проявляет свою инициативу, самостоятельность и развивает организаторские навыки. В игре проявляются и формируются все стороны интеллектуальной жизни ребенка. Мною проводятся такие сюжетно–ролевые игры как: «Торговый центр», «Парикмахерская», «Пиццерия», «Рекламное агентство». Такие игры позволяют более детально познакомится с миром профессий, ведь для того чтобы взять на себя какую-нибудь роль, необходимо понимать что должен делать человек данной профессии.
7 слайд
Дидактические и интеллектуальные игры и развлечения вызывают у детей, особый интерес, здесь они решают познавательные, игровые, логические задачи. Главной особенностью таких игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. С помощью таких игр уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Это такие игры как «Распредели потребности», «Миллионер», «Этапы производства продуктов» «Распредели семейный бюджет», «Кому и что необходимо для работы».
Еще одним, не менее эффективном методом, является театрализованная деятельность. Это могут быть полноценные театральные постановки или же мини спектакли перед началом занятия. Данный метод обучения - это лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, самостоятельности и обогащения внутреннего мира ребёнка.
8 слайд
Так же я активно использую цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют привлечь внимание детей к изучаемой теме. Это мультфильмы: Уроки тетушки Совы «Азбука денег», Смешарики «Азбука финансовой грамотности», а также веб- игры «Тайна потерянной копилки», «Три кота» и д. р. в которых дети вместе с героями закрепляют полученные знания например: как управлять семейным бюджетом и на чем можно экономить; как пользоваться банковской картой; как не попадаться на уловки мошенников и многое другое.
9 слайд
В 2022 году я организовала районную квест игру «В поисках сокровищ» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Иланского района. Квест проводился с целью поддержки и популяризации экономического образования детей, формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
10 слайд
Обязательным элементом в нашей программе является диагностическая составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.
Анализ результатов диагностики позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Форма проведения диагностики как групповая так и индивидуальная. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками.
11 слайд
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:
• регулировать потребности в соответствии с возможностями,
• выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
• понимать значимость труда,
• выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
• разумно расходовать деньги,
• понимать необходимость экономии семейного бюджета.