МААМ-картинки

Опыт работы по парциальной программе А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»

Марина Лапина
Опыт работы по парциальной программе А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»

Опыт работы по парциальной программе «Тропинка в экономику», автор А. Д. Шатова.

Программа «Тропинка в экономику» разработана выдающимся отечественным педагогом Анной Демьяновной Шатовой.

Публикация «Опыт работы по парциальной программе А, Д, Шатовой „Тропинка в экономику“» размещена в разделах

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с 5 лет. Ведущей реализуемой образовательной областью по данной программе является «Социально-коммуникативное развитие». Экономические отношения в программе рассматриваются с социально-нравственной позиции.

К программе предлагаются методические рекомендации, конспекты и наглядные материалы. В зависимости от количества выделенных часов реализация программы может осуществляться в течение 1 – 2 лет.

Содержание Программы включает в себя 4 взаимосвязанных блока, представленных на слайде. Сейчас я немного расскажу вам о содержании образовательной деятельности по каждому реализуемому блоку.

1. Блок «Труд – продукт (товар)»

В ходе реализации данного блока дети получают знания о том, что труд это основная деятельность человека, источник его существования. Каждый человек имеет свою профессию, своё дело (врач, строитель, педагог, космонавт и т. д.). Безделье, праздность, леность является предметом осуждения. Хорошая работа, интересная профессия это великое благо, которым следует дорожить. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, её благополучие, так как взрослые могут купить всё, что необходимо.

Результат труда людей это продукт т. е. полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину и т. п.).

Продукты труда это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут служить много лет, дольше чем живут люди.

Нравственная идея данного блока состоит в том что продукты труда это богатство людей, богатство страны, чем больше в ней производится товаров, тем лучше будут жить и, взрослые и дети.

2. «Деньги, цена (стоимость)»

Образовательная деятельность по блоку «Деньги, цена (стоимость)» предполагает закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, что они бывают разного достоинства, разной ценности, у каждого государства свои деньги, а так же о том что было, когда не было денег.

Деньги зарабатывают. Просто так деньги никому не дают.

все взрослые, которые трудятся, получают зарплату;

пожилые, больные люди, инвалиды – пенсию;

студенты – стипендию;

дети – специальное пособие.

Деньги нужны людям, чтобы жить и оплачивать расходы.

Также в данном блоке уделяется большое внимание понятию «бюджет» как отправной точке домашней экономики.

Его формальное выражение в планировании доходов и расходов на определённый период времени, исходя из постоянных платежей: квартирной платы, платы за детский сад, электроэнергию, газ, одежду, расходы на питание членов семьи, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Нельзя купить сразу всё, что хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от её бюджета: что можно купить сейчас, - а что – в следующий раз (рациональность).

Кроме того, детей подводят к осознанию того, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо пробрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, компьютер и др., взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят, а потом эти вещи приобретают.

Ведущая нравственная идея данного блока – помочь детям понять, что деньги просто так никто никому не даёт.

3. «Реклама: желания и возможности»

В блоке «Реклама: желания и возможности» рассматриваются вопросы: что такое реклама, зачем она нужна, где она размещается (на улице, в рекламных роликах, телевидении, на досках объявлений и т. п., рекламные листки (реклама игрушек, парфюмерии, автомашин, косметики и т. д., бесплатные рекламные газеты, которые опускаются в почтовые ящики, реклама на обложках журналов и т. д.

Старшие дошкольники знакомятся с процессом создания рекламы на примере «Рекламного агентства».

кто такой рекламодатель, рекламный агент; что такое рекламное агентство; какие профессии необходимы для работы в области рекламы и т. д. Дети создают собственную рекламу (в форме рисунков, разнообразных игр, стихах, прозе и пр.).

Идея данного блока заключается в том чтобы дети осознали что реклама может быть и полезной и вредной, а так же может содержать не достоверную, ложную информацию. Прежде чем приобретать рекламируемый товар надо определиться насколько реклама соответствует действительным потребностям и доходам семьи.

4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

Данный блок посвящён формированию бережливости, воспитанию у детей полезных привычек в детском саду и дома и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для игр и труда, не тратить ничего зря. Педагоги в ходе реализации задач данного блока обращают внимание на общую культура деятельности, способствуют развитию у детей умению быть занятыми, а так же показывают детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

Программа «Тропинка в экономику» реализуется в нашем детском саду с 2017 года. Она рассчитана на два года обучения. Занятия по экономическому воспитанию включены в учебный план. Программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности воспитанников старших и подготовительных групп.

Организованная образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели. Учебный процесс строится по концентрической модели. То есть, в течение учебного года воспитанники старшей группы осваивают все 4 вышеперечисленных блока по экономическому воспитанию. На следующий год, воспитанники уже подготовительной группы также осваивают все 4 блока, но их содержание работы расширяется и углубляется.

Занятия проводятся в различной форме – работы в микрогруппах, путешествий, экскурсий, квестов, решения проблемных ситуаций и т. д.

Образовательная деятельность в режимных моментах также разнообразна и включает в себя беседы, в том числе ситуативные («Зачем выключать свет, когда выходишь из комнаты, дидактические игры, продуктивную деятельность. Например, часто дети с воспитателем «дарят вторую жизнь» различной упаковке – изготавливают игровые атрибуты. Нельзя не отметить важность для формирования предпосылок финансовой грамотности участие детей в общественно-полезном труде – дежурствах, ремонте книг и игрушек, изготовлении праздничных атрибутов, помощи сотрудникам детского сада.

В самостоятельной деятельности дети часто инициируют сюжетно-ролевые игры экономического содержания – «Аукцион», «Магазин», «Ярмарка» и т. д. Привлекают воспитанников и настольно-печатные игры – «Монополия», «Хозяюшка», «Лото. Профессии» и т. д.

Экономическому воспитанию старших дошкольников способствует специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе. В каждой группе, которая работает по программе «Тропинка в экономику», имеются уголки экономики. В них представлены:

тематически альбомы («Реклама», «Предприятия нашего города» и т. д.);

коллекции («Деньги России», «Деньги разных стран», «Материалы», «Упаковка» и т. д.);

картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок о труде;

ширмы для сюжетно-ролевых игр;

модели и макеты банкоматов, терминалов, зданий торговли;

касса, прилавок;

наборы предметных картинок;

дидактические и настольно-печатные игры с экономическим содержанием;

тематические книги.

Одним из приоритетных направлений реализации Программы является взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь именно в семье закладывается модель будущего экономического поведения ребёнка. Мы используем разнообразные формы работы с семьёй – как традиционные, так и современные – интерктивные, с применением дистанционных технологий.

В зпключени, хочется ещё раз подчеркнуть важность экономического воспитания подрастающего поколения именно в социально-нравственном ключе, характерном для программы «Тропинка в экономику».

Публикации по теме:

Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение»Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение» Тема: «Семьеведение» Начать своё выступление я хочу с того, что приоритетным направлением в моей работе является взаимодействие с семьей.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Опыт работы по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Конструирование магазина одежды и обувиОпыт работы по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Конструирование магазина одежды и обуви Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по парциальной программе А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 21:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД