Елена Радченко
Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, Радченко Елена Вячеславовна, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аленушка» представлю вашему вниманию собственный опыт работы по проблеме «Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».
Публикация «Опыт работы по проблеме, Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Время, в которое мы с вами живем, предъявляет свои требования к образовательной деятельности в плане воспитания и развития личности подрастающего поколения. Результатом которых стала президентская инициатива «Наша новая школа», в которой заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.
Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учетом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает больше возможностей перед работниками образования.
Я работаю с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать. А хореография, как мы знаем, искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.
Анализ практики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в воспитании детей и недостаточно эффективным использованием её на практике.
Решение данного противоречия повлияло на поиск педагогических условий творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий хореографией и выбор темы : «Развитие творческих качеств личности тетей дошкольного возраста на основе хореографического искусства».
Главная идея моего опыта предполагает создание условий для развития у детей стремления к творческому самовыражению, к сознательному овладению движениями, пониманию прекрасного на занятиях по хореографии.
Чтобы достичь данную цель, я поставила для себя следующие задачи:
-на основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых условий в процессе занятий по хореографии;
-обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с детьми дошкольного возраста;
-определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия развития на занятиях;
-разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы с дошкольниками в свободной деятельности для воспитателя;
-апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в детском саду.
Объектом моей работы является процесс развития творческих качеств личности дошкольника.
Предметом выступает хореографическое искусство, как условие развития творческих качеств личности детей дошкольного возраста.
И я предполагаю в своей работе, что развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста будет эффективным в условиях, когда осуществляются:
-учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей каждого ребенка;
-целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса.
Методологической основой моего опыта по данной проблеме служат труды известных российских педагогов и психологов: Выготского, Давыдова, Вагановой и других.
Моя работа основывается на принципах :
-дидактики
-актуальности
-системности
-творчества и успеха.
Работа по данной проблеме проходила в три этапа.
В организационном этапе через диагностику, беседы, наблюдения я выявляла творческий потенциал воспитанников.
Основной этап состоял из двух частей:
В вариативной части дети получали знания, навыки и умения по хореографии. В инвариантной - проводилась исследовательская деятельность по темам: «Успех – это мы!», «Фантазия + движение»
На третьем этапе, аналитико-оценочном, я по результатам диагностики уточняла и корректировала учебно-тематический план, обобщала опыт работы.
Условиями реализации опыта являются : предметно развивающаяся среда, модель обучения, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.
В музыкальном зале и групповых комнатах созданы следующие условия – техническое обеспечение, методические оснащение, дидактический материал, уголки драматизации, изодеятельности, музыкальные уголки, костюмерная.
Модель обучения представлена такими видами деятельности как: занятия, индивидуальная работа, кружковая работа, досуги, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Образовательный процесс я строю по блокам: «Времена года», «Животные», «Игрушки», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка».
В свои занятия я включаю образно-музыкальные этюды, танцевальные импровизации, игры драматизации.
В досуговую деятельность - беседы, видео просмотры балета, фестивали, конкурсы.
А так же музыкально-пантомимические мини-спектакли, музыкальные сказки, мюзиклы.
В хореографической студии «Семицветик» дети получают основы классического танца, изучают народно-сценический танец и бальные танцы.
В индивидуальной работе уделяю внимание развитию чувства ритма, формированию навыков исполнения танцевальных движений и постановке сольных танцев.
Вся работа строится на взаимодействии с педагогическим коллективом нашего детского сада. Итогом этой работы являются интегрированные занятия и развлечения.
Я работаю в тесном контакте не только со своим педагогическим коллективом, но и с организациями нашего города.
Для наших детей организую совместно с педагогами детской школы искусств дни открытых дверей на базе хореографического отделения, проводим совместно концерты.
Интересно и познавательно проходят музыкальные гостиные в детской библиотеке.
Мы активно принимаем участия в мероприятиях районного Дома культуры, а так же в конкурсах по противопожарной безопасности и профилактики детского дорожного травматизма.
В результате проведенной работы :
- Определено конкретное содержание по всем разделам программы с учетом возрастных особенностей развития детей.
- Разработаны критерии (эталоны) для оценки развития
творческих качеств личности дошкольников
- Дети овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями, научились понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, по-новому, более активно и сознательно стали относиться к занятиям.
- В результате активного эмоционального знакомства с хореографическим искусством у дошкольников сформировались личностные качества (внутренняя свобода, коммуникабельность, организаторские способности) и художественный вкус (они подмечают и воспринимают прекрасное не только в искусстве, но и в жизни).
- В процессе систематических занятий по хореографии у детей улучшились показатели физического развития. (Дети приобрели стройную осанку, начали легко, свободно и грациозно
двигаться, избавились от таких физических недостатков,
как сутулость и т. д.).
-Дети чувствуют эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость стали нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
- Мои воспитанники занимают призовые места в районных и городских конкурсах.
- Продолжают обучение в хореографических коллективах города.
В дальнейшем планирую опубликовать в СМИ практические рекомендации для работников дошкольного образования по использованию хореографического искусства в детском саду. Создать копилку хореографических композиций для размещения в сети интернет.
Закончить свое выступление хочу словами английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».
2010год.