Папки-передвижки

Картинки в обучении связной речи детей дошкольного возраста

Екатерина Лютых
Картинки в обучении связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.

Публикация «Картинки в обучении связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Обучение дошкольников родному языку, в частности, развитие связной речи - одна из главных задач в подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становятся не только средством обучения, но и предметом изучения. По обучению связной речи дошкольников в детском саду проводится большая работа, в частности использование наглядности, а именно, картинок, в процессе обучения.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.

Вместе с тем, хотя в методике развития речи картины давно рассматриваются как важное средство обучения связной речи, им уделяется недостаточно внимания.

Проблема обучения связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов и методистов таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, 3. И. Истомина, Н. Р. Гальперин, Н. И. Жинкин, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Леушина и др.

Картину в развитии речи рассматривали классики зарубежной и отечественной педагогики Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина. К. Д. Ушинский подчеркивал то, что картина развивает ум и речь ребенка; предлагал проводить описания, сравнения, беседы по картине, рекомендовал серии картин на различные темы. Продолжая традиции К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеева применила принцип наглядности в обучении рассказыванию, рекомендовала примерную тематику картин, дала методические указания по их использованию.

В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения

культуры, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Значение картинки в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Согласно словарю С. И. Ожегова картинка – это иллюстрация, рисунок в книге или отдельный рисунок, изображающий чего-либо.

В толковом словаре картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету» К. Д. Ушинский.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности, и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.

Рассматривание картины в раннем детстве преследует тройную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, не моторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начиная со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже зачатки функций высшей формы - чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях - основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется. Детям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т. п.). Трехлеткам можно предложить два - три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями, и образцами - одно из педагогически правил.

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обуславливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясным и эмоционально значимым стали для него сюжет и образы картины.

Методика использования картинки в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

В методике развития речи использования картинки в развитии связной речи (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки, как для общего развития детей, так и для развития их речи.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине, затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами», лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» – яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке»). Одни из них даются только для рассматривания, другие – для рассматривания и последующего рассказывания.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж.

Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании.

Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?», указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы», подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривания картины и рассказывания по ней.

Методика предъявления картин решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Таким образом, картинка - широко используемый метод в обучении детей.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Цели и задачи использования картинки в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, этому вопросу уделяется большое внимание. К сожалению, в настоящий момент уровень развития связной речи находится на низком уровне.

Прежде чем поставить цель и определить задачи, мы решили выявить уровень развития связной речи дошкольников. Нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.

В начале 2019 -2020 учебного года, с воспитанниками старшей группы была проведена педагогическая диагностика по выявлению особенностей развития связной речи в разных видах рассказывания с использованием картинок. Была использована методика О. С. Ушаковой и В. П. Глухова.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в несколько этапов.

Детям были предложены следующие диагностические задания:

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Диагностическое задание была направлено на исследование умения составлять рассказ по сюжетной картинке.

Детям была предложена серия сюжетных картинок.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ставилась другая задача – придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания.

После выполнения диагностических заданий были получены следующие результаты: у 5 детей высокий уровень сформированности связной речи, что составляет 31% от общего количества обследованных детей; у 9 - средний уровень сформированности связной речи, что составляет 44% от общего количества обследованных детей. У 3 детей уровень сформированности связной монологической речи ниже среднего, что составляет 25% .

Проведенная диагностика (с использованием различных видов заданий) позволила выявить ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей старшей группы, а именно дошкольники имеют ряд проблем:

- значительно беден словарный запас;

- дети мало используют в речи распространенные предложения;

- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;

- большинству наблюдаемых характерно использование простых форм

предложений.

- при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.

Была поставлена цель: повысить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Определены задачи:

- Организовать и провести работу по развитию связной речи у дошкольников по средством картинки.

- Формировать элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец).

- Организовать и провести работу над самостоятельным рассказом.

- Информировать родителей о проводимой работе с детьми по развитию связной речи с использованием картинок.

Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием картинки.

По результатам проведенной диагностики была проведена работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием картинки.

Были запланированы различные виды деятельности с детьми: занятия, игры с подгруппой воспитанников и индивидуальные, наблюдения, беседы и др.

Приоритет был отдан дидактическим играм, где дидактические задачи были направлены на развитие различных сторон речи дошкольников, а игровые задачи помогали их реализовать.

Дидактическая игра «Что с начала, что потом…». Цель игры: развитие умений составлять повествовательный рассказ по картинкам с развивающимся сюжетом. Дети учились связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Игра «Из чего сделаны?». В этой игре дети учились логически мыслить, отвечать развернутым ответом, обосновывать свой выбор и сравнивать предметы между собой.

Дидактическая игра «Чего нет у мебели». В этой игре у детей развивали внимание, зрительные ориентиры и монологическую речь. Дети учились употреблять существительные с предлогом без.

Дидактическая игра «Новый магазин». В этой игре дети учились классифицировать предметы, тренировали память, развивали связную речь.

Дидактическая игра «Пойми меня». В этой игре у детей развивается умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Игра «Как ты узнал». В этой игре дети учились подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Кроме игр с детьми проводились занятия.

Одним из первых проводилось занятие «Купили щенка». Целью занятия было развитие связной речи детей. Дети упражнялись в умении рассказывать в определённой последовательности. Учились логически связывать одно событие с другим, понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями, расширяли и активизировали словарный запас.

Следующие занятие было по составлению рассказа по картине «Ежи». Цель занятия развитие диалогической и монологической речи детей. Дети учились рассматривать картинку и рассуждать над ее содержанием, развивали связную речь.

Было проведено закрепляющее занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картин». Цель занятия обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Дети учились передавать сюжет, заложенный в серии картин, развивали способность самостоятельно придумывать события.

С подгруппой детей и в индивидуальной работе было использовано пособие «Сказочная полянка». Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

В индивидуальной работе использовался Лэпбук «Речевичок» предназначенный для развития речи детей через дидактическую игру. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи, развитие зрительного восприятия. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Цель лэпбука закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

С подгруппой детей составляли рассказы с помощью «Кубиков историй». Цель пособия развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

В работе использовались картинки из фетра. Цель картинок развитие связной речи, развитие умения составлять описательные рассказы.

В работе использовалось развивающее пособие по развитию речи «Телевизор». Цель пособия способствование формированию связной устной речи и навыкам речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Работа по развитию связной речи не будет эффективной без взаимодействия с родителями. Поэтому в уголок для родителей были оформлены и внесены консультации: «Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития», «Игры-занятия с сюжетными картинками».

Речь детей заметно улучшилась, научились строить логически правильный рассказ, без образца придумывать описательные рассказы, сами рассказывать сказки, активно отвечать на вопросы полными предложениями. Дети с удовольствием играли в предложенные игры, были активны и любознательны.

Результаты применения в учебно-воспитательном процессе.

Целенаправленная проведенная работа по развитию связной речи с использованием картинок дала положительные результаты. А в целом помогла детям повысить уровень умственного, интеллектуального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

У 70% воспитанников показали высокий уровень сформированности связной речи.

У 28% детей - средний уровень сформированности связной речи и только у 2% детей – низкий уровень.

Выводы (заключение).

Считаем, что проводимая работа в детском саду и в нашей группе, в частности, в значительной степени способствовала дала положительные результаты. Практически все дети группы уверенно, самостоятельно или с небольшой помощью педагога описывают предметные и сюжетные картинки, составляют сюжетные рассказы по картинкам, придумывают начало и конец сюжету картинки, т. к. картинка не только расширяет и углубляет детские представления и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Рассказы стали богаче лексически, правильно грамматически оформленными. Вначале предложения состояли из 3-4 слов, теперь дети чаще используют сложноподчиненные предложения; обогатились наречиями, числительными, междометиями. В рассказах стали употреблять восклицательные и вопросительные интонации и т. п.

У детей старшего дошкольного возраста возросла мыслительная и речевая активность детей. А объединить эти два процесса помогло использование в работе по развитию связной речи картинок и картин.

Таким образом, поставленные задачи решены полностью.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картинки в обучении связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 06:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картинки в обучении связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лютых (УИ 967172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД