Ирина Секисова
Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие "Времена года». Я изготовила его для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений детей о временах года и развитию связной речи детей.
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“ по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2021
Дидактическое пособие можно использовать как логопедам, так и воспитателям в совместной деятельности (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях) с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическое пособие состоит из двух панно по временам года (на одном - лето и осень, на другом - зима и весна).
Цель пособия: закреплять представления детей о временах года, сезонных изменениях в природе, развивать связную речь.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:
Обучающие:
- Расширять представления детей о временах года (какое солнце, небо, земля, деревья, что происходит в жизни птиц, животных, одежда и труд людей);
- закреплять в речи обобщающие понятия «весна», «лето», «осень», «зима»;
- различать изменения природы в разное время года;
- находить, соответствующие данному времени года картинки.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать навыки описательной связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, положительной установки на участие в игре;
- формировать бережное отношение к природе, учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе, любить природу в разное время года.
Изучая тему "Зима", я предлагаю детям рассмотреть картинку. На ней прикреплены на липучках: облако, неяркое солнце, снег на деревьях, крыше дома, земле, на реке, кормушка с птицами, белый заяц и серая белка, мальчик катит снежный ком, девочка с лопаткой в руке и санки.
В этой же последовательности мы разбираем с детьми признаки зимы, обогащаем словарь синонимами, расширяем глагольный словарь. (Небо какое? Солнце какое? и т. д.). В конце занятия предлагаю детям самостоятельно по схеме описания составить рассказ о зиме с опорой на данное панно. Они это делают с большим удовольствием и без проблем.
А когда мы изучаем тему "Весна", я опять предлагаю детям рассмотреть картинку, на которой изображена зима. Но теперь мы превращаемся в волшебников и превращаем зиму в весну. Это самое интересное на занятии! Дети называют признак весны и с удивлением смотрят на то, как, снимая неяркое солнышко, на небе появилось лучистое солнышко, снимая снег с деревьев, на веточках распустились зелёные листочки, открепив снег (картинки на липучках) на земле, появились проталинки, а затем и речка стала видна (лёд растаял). Дети сами меняют картину на весну. Они же волшебники! Сказали, что птицы возвращаются с юга и увидели за облаком птиц, животные меняют шубки - и прикрепляют серого зайчика вместо белого и рыжую белочку вместо серой. Остаётся рассказать о детях: во что они были одеты и чем занимались зимой и во что они одеты весной.
Для закрепления темы предлагаю детям нарисовать время года.
Аналогично мы изучаем темы "Лето" и "Осень" по второму пособию (лето-осень).
Дидактическое пособие "Времена года" помогает детям в игровой форме закрепить признаки времён года, усвоить грамматические категории, развивать мелкую моторику и связную речь.
Спасибо за внимание!