Наталья Николаевна Турко
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
«Ведь от того, как заложены
элементарные математические представления
в значительной мере зависит
дальнейший путь математического развития,
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
успешность продвижения ребёнка
в этой области знаний.»
Л. А. Венгер
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных и сложных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены, также и в формировании элементарных математических представлений применение игровых методов и приемов делает процесс обучения более эффективным.
Предо мной встала проблема, как повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Потому работая в этом направлении, я поставила перед собой цель: Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1 Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
2 Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
3 Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать предметно- развивающую среду в группе : современные развивающие игры, в процессе которых ребенок осваивает цифры; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение.
В своей группе я создала центр «Занимательной математики», где имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (счетные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счета, сравнивания и т. п). Математический уголок, оснащенный дидактическими настольными играми с математическим содержанием типа лото, домино, шашки ; игры типа "Танграм", геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур. Этим самым детям предоставила возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов. Поиграть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, при которых они проявляют самостоятельность в выборе игрового материала, игры.
(Использование предметно–развивающей среды для формирования элементарно-математических представлений у дошкольников)
Работу по данной теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» начала с младшей группы.
(Конспект занятия по математике в младшей группе «В зимнем лесу» ;
Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну математики»).
Продолжила работу над темой в средней группе.
Свою работу выстроила в тесном взаимодействии с родителями.
Разработала перспективный план работы с родителями. На родительском собрании выступила с докладом. «Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников».
Проводила индивидуальные беседы «Как организовать совместную деятельность ребенка и взрослого по формированию количественных представлений дома».
В средней группе организовала кружок «Веселая математика», для работы которого, разработала Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально - педагогической направленности
«Весёлая математика» для детей 4 – 5 лет.
В работе использую разработанный план дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей средней группы с использованием методических рекомендаций А. В. Белошистой.
В своей работе активно использую проектный метод. Разработала проект по развитию математических способностей у средних дошкольников "Математический Знайка".
Принимаю участие в работе методических объединениях воспитателей
По теме «Математика — это интересно».
На едином методическом дне по обмену опытом провела открытое занятие «Путешествие на воздушном шаре в страну Математика».
Провожу большую работу по распространению своего педагогического опыта среди педагогов района. В 2017 году выступила, на районом семинаре, с докладом по теме «Организация деятельности детей по развитию и формированию математических знаний и умений и навыков». Форма организации «Карусель математических игр»,
Являюсь активным участником семинаров – практикумов по проблеме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Подготовила и провела творческий мастер класс о пользе сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста : «Дидактическая сказка по математике».
Принимала участие в разработке образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДС «Дарование».
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.