Люба Бажкова
Опыт работы по ЗОЖ в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Открытость дошкольного образования путем вовлечения родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство ДОУ для внедрения здоровьесберегающих технологий и укрепления физического развития дошкольников»
в подготовительной логопедической группе «Радуга».
воспитатель: Л. А. Бажкова
«Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
Публикация «Опыт работы по ЗОЖ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Сейчас большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Развитие интереса к самопознанию и пониманию того, что здоровье это самое дорогое, что есть у человека и его нужно беречь.
Для решения этих задач нами создана развивающая среда в «физкультурном уголке», где размещено:
-традиционное оборудование: мячи разной величины, мячи для массажа, обручи, кегли, кубики, скакалки, ракетки и валанчики для бадминтона, ленты, гантели, настольные игры «Мини-хоккей», «Мини- баскетбол», «Футбол», «Спортивное лото» и другое
-нетрадиционное оборудование: «Дорожки здоровья» (массажные коврики разной фактуры, «Интересная геометрия», тренажеры «Рукоходы» и «Ходули», Серсо, «Перчатка- массажер», «Воздушный калейдоскоп».
Для развития мелкой моторики:
-разные виды мозаики, разноветные прищепки, «Чудо- песок», «Крышкоград», тренажер «Развиваем силу», д/игра «Подбери ткань на ощупь».
Для познавательного развития подготовлены пособия : плакаты (скелет человека, части тела человека, органы чувств человека, внутренние органы человека; Д. и. «Расположи внутренние органы человека» ; Д. и. «Собери скелет человека»; д. и. «Здоровый образ жизни», «Полезная и вредная еда», «Витаминная азбука», папка- ширма «Правила личной гигиены» и другие.
В своей работе, согласно режиму дня, организовываем двигательную деятельность детей:
-утренняя гимнастика;
-занятия с использованием мини – тренажеров;
-гимнастика после сна;
-ежедневный режим прогулок;
-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
-кинезеологические занятия;
-дыхательная гимнастика;
-пальчиковые гимнастики;
-артикуляционная гимнастика;
-проведение физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
-занятия по формированию здорового образа жизни с нестандартным -оборудованием.
С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике
-комплекс закаливающих процедур:
-умывание;
-ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
-гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
-своевременное проветривание помещений
-одежда по погоде.
Здоровьесберегающие образовательные технологии помогают в достижении максимально возможных успехов в оздоровлении детей дошкольного возраста и преодолении речевых трудностей.
Учитель-логопед использует следующие здоровьесберегающие компоненты:
-дыхательная гимнастика – с её помощью развивается речевое дыхание детей;
-артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, она активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую моторику, стимулирует речевую активность;
-логопедический массаж – укрепляет мышцы мимической мускулатуры, формирует тактильные ощущения, развивает речь;
применяем комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения – это снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации;
-пальчиковая гимнастика с крупотерапией, пескотерапией — развивают мотивацию речевого общения, активизируют речевую активность, коррекцию различных сторон речи. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, коррекцию мелкой моторики рук, снимают мышечную напряжённость — это тактильные дорожки, зона крупотерапии, сухой бассейн, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счётными палочками и др. дидактический материал;
-Су-Джок-терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления, путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. А также создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной, речевой работы с ребёнком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи;
-кинезеологические упражнения – активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают межполушарные связи, улучшают память
комплекс упражнений на релаксацию – развивают умения контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Для внедрения здоровьесберегающих технологий и укрепления физического развития дошкольников используем:
- разные беседы «Как стать Неболейкой?», «Продукты приносящие пользу организму», «Полезные продукты питания», «Польза утренней зарядки», «Почему необходимо следить за чистотой своего тела?», «ЗОЖ», «Что нужно делать, чтобы не простудиться?» и другие.
-рассматривание плакатов «Сердце», «Организм человека»
- детские энциклопедии «Познаю человека»и другое.
Работа с родителями : в первую очередь проведено родительское собрание (18.04.2021) на тему: «Если хочешь быть здоров!» (с помощью ИКТ, где ознакомили родителей с работой по годовой задаче.
Подготовили консультации «ЗОЖ в детском саду», «Советы родителям по ЗОЖ детей» (16.04.2021) и проведет цикл бесед «Здоровье ребенка в наших руках» («ЗОЖ в семье…», «Что же могут сделать родители для приобщения детей к ЗОЖ?»)
Распространили буклеты: «Здоровье бывает разным», «Как сформировать ЗОЖ в семье?», «Дыхательная гимнастика», которые они могут применить дома.
Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.