Седова Наталья Владимировна
Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».
Описание материала: данная работа проводилась в течении года по исследовательско - познавательному проекту "Загадочный мир морей и океанов" в старшей группе, воспитателями Седовой Н. В. и Филипповой Н. С.
30.05.2021 уч. г.
1. Слайд.
Публикация «Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
Детская проектная деятельность в старшей комбинированной группе №11 «Ромашка» на тему: «Загадочный мир морей и океанов», в рамках детского объединения «Юные ЭКОбиологи».
2. Слайд. Актуальность:
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым. Любознательных малышей интересует определенно всё, что их окружает. Данный проект поможет детям сделать удивительные открытия, позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей морей и океанов. Расширит знания об окружающем мире, создаст необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. Дети смогут взглянуть совсем иначе на самые простые вещи, рассмотреть их красоту и уникальность.
Цель:
Способствовать развитию знаний и представлений дошкольников об обитателях морей и океанов.
Задачи проекта:
- Развивать мотивацию к познавательной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- Способствовать приобретению воспитанниками определенных знаний, умений и навыков;
- Дать детям представления и знания о жизни рыб и обитателей морей и океанов;
- Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста о представителях живого и не живого мира;
- Обогащать словарный запас, развивать речь детей;
- Закрепить и расширить знания об экологических проблемах;
- Воспитывать экологическую культуру, гуманное, бережное отношения к окружающей действительности, природе.
3. Слайд. Чтение художественной литературы, познавательных энциклопедий.
В нашей работе над проектом мы использовали многочисленную художественную и познавательную литературу, а также разнообразные дидактические и наглядные пособия, плакаты.
4. Слайд. Дидактические и подвижные игры.
Для закрепления знаний и увлеченности детей проектом, мы использовали подвижные, дидактические и игры малой подвижности. Такие как: игра балансир «Кит», «Мемо – подводный мир», 3 Д лото «Обитатели водного мира», подвижная игра – «Море волнуется», «Кто больше поймает!» (Атрибуты для которой изготовили сами).
5. Слайд.
Наша работа по проекту была разделена на смысловые блоки.
1 смысловой блок "Планета воды" проведена беседа с показом презентации: "Вода. Какая она?" и продуктивная деятельность: "Весёлая капелька".
Основной целью беседы являлось познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого на Земле.
А аппликация "Веселая капелька" добавила позитива и принесла детям массу удовольствия от проделанной работы.
6. Слайд. Беседа: «Мировой океан»;
Пальчиковая гимнастика: «Волны», «Чайки»;
Просмотр видеороликов: «Морской мир, подводный мир»;
Релаксация: «Отдых на море».
Во время занятия дети познакомились с такими понятиями, как мировой океан, гидросфера, узнали какую площадь, занимает вода на нашей планете, из каких частей состоит водная оболочка Земли. Сколько на планете океанов и морей, нашли их на карте и глобусе. Занятие было разбавлено пальчиковой гимнастикой, так же дети просмотрели видеозапись: «Морской мир, подводный мир», послушали звуки моря. А во время релаксации дети представили себя на море и загадывали желания проплывавшей мимо рыбке.
Как закрепление сделали аппликацию «Рыбки в море».
7. Слайд.
Для расширения предметно – развивающей среды и оформления уголка природы в группе, экологического воспитания детей, в качестве наглядного и дидактического пособия на занятиях и использования в самостоятельных играх детей был изготовлен сухой аквариум «Дыхание моря».
8. Слайд. Беседа с показом презентации: «Три состояния воды» и «Круговорот воды в природе», просмотр видеофильма "Путешествие капельки", продуктивная деятельность: рисование восковыми мелками "Круговорот воды в природе".
Дети узнали, почему осенью дожди идут чаще, откуда они берутся, как вода попадает на небо. Оказывается, в этом ей помогает природный круговорот. Сколько существует наша планета Земля, столько существует такое явление, как круговорот воды в природе. Его роль для нашей планеты огромна. Круговорот воды в природе необходим, чтобы поддерживать жизнь на Земле. Водой питаются растения, её пьют люди и животные. А чтобы детям было проще понять, как совершается круговорот воды в природе, мы посмотрели интересную и познавательную презентацию в виде сказки о путешествии двух капелек-сестричек.
Для закрепления материала дети нарисовали творческие работы: "Круговорот воды в природе".
9. Слайд. Беседа: «Жизнь в капле воды»;
Наблюдение: рассматривание капли воды в микроскоп
Дети узнали, что даже в маленькой капельке воды можно обнаружить микроскопических существ, для которых эта капелька целая вселенная. В презентации дети познакомились с такими обитателями воды, как инфузорией-туфелькой, эвгленой зелёной, ночесветкой, фораминиферой, спирогирой, коловраткой, дафнией, познакомились с амебой. Узнали, что среди множества безобидных амёб живёт дизентерийная амёба, поэтому обязательно надо мыть руки и чем чаще, тем лучше. Рассмотрели каплю воды в окуляр микроскопа.
10. Слайд. Беседа с показом презентации: "Техника на воде" и продуктивная деятельность: аппликация с элементами ручного труда "Рыболовецкий траулер".
Дети расширили знания о водном транспорте, историей его создания от простого бревна и плота до специальной техники: ледокола, траулера, танкера, субмарины и т. д.
Для закрепления материала дети изготовили творческую работу "Рыболовецкое судно", где наглядно видно, как рыбаки тянут сеть с удачным уловом.
11. Слайд. Беседа: «Техника в глубинах океанов и морей»;
Аппликация: «Батискаф».
Дети познакомились с первыми покорителями морских глубин, узнали как техника и приспособления для изучения глубин менялись с течением времени, какими глубоководными аппаратами пользуются современные исследователи. Узнали, чем же отличается батискаф, от батисферы.
Для закрепления детям было предложено изготовить аппликацию – батисфера.
12. Слайд.
Совместное творчество детей и родителей: «Техника на воде и под водой».
13. Слайд. 2 – Смысловой блок: «Необычные обитатели морей и океанов».
Беседа: «Мягкотелые создания»;
Конструирование: «Осьминог»
В данном блоке я провели беседу с показом презентации: "Мягкотелые создания" и изготовили творческие работы "Весёлые осьминожки".
Посмотрев презентацию. дети расширили и обогатили свой кругозор о морских представителях: двустворчатых и брюхоногих моллюсках, кальмарах, осьминогах, каракатицах, наутилусах, их разнообразии, особенностях, приспособленности к жизни в водной среде и формах защиты, как например у осьминога и каракатицы - дымовая завеса.
Детей удивил и поразил - кракен, легендарное морское чудовище, которое утаскивало на дно океана целые корабли. На самом деле, это животное оказалось гигантским кальмаром - архитеутисом.
Для закрепления материала дети изготовили творческие работы "Веселые осьминожки", где дети развивали свои конструктивные способности и навыки.
14. Слайд. Беседа: «Закованные в броню и колючие копуши»;
Лепка из соленого теста: «Морская звезда»
проведена беседа с показом презентации: "Закованные в броню и колючие копуши" и продуктивная деятельность: лепка из солёного теста "Морская звезда".
Посмотрев презентацию, дети узнали много нового о жизни и строении разнообразных ракообразных: рачках, крабах, омарах, морских уточках и об их хининовом панцире, который служит им для защиты. А колючие копуши - иглокожие: морские звезды, офиуры, морские ежи удивили детей своей характерной чертой - лучевой симметрией тела.
Для закрепления материала дети изготовили творческую работу "Морская звезда", где на первом этапе работы ребята слепили из соленого теста морскую звезду, а на втором этапе, когда тесто подсохло, они раскрасили её гуашью.
15. Слайд. Беседа: «Рыба на любой вкус»;
Ручной труд: «Акулы»;
Аппликация с элементами лепки «Морской конек»
Дети обогатили свои знания о поразительном мире рыб на планете Земля. В глубинах морей и океанов земного шара обитают многочисленные рыбы, которые поражают своим внешним видом, способностями в самозащите и даже методами охоты.
Дети узнали, что луна - рыба названа так из - за формы тела, напоминающий диск Луны, а от латимерии - живом ископаемом Земли, произошли все земноводные планеты.
Забота о потомстве в животном мире далеко не всегда ложится на плечи матери — нередко именно отец берет на себя уход за потомством, и тут детей поразил тот факт, что лучшим отцом в мире рыб является морской конёк.
Ребята получили интересную и полезную информацию, что удивительные рыбы - ёж и дикобраз имеют специальные колючки для защиты от врагов, а самой крупной из ныне живущих представителей рыб является китовая акула, а прозрачные ледяные рыбы, живущие в холодных водах Антарктики совсем не имеют чешуи.
Для закрепления материала дети изготовили оригинальную творческую работу из необычного материала - газеты: "Белая акула", дав вторую жизнь газетным страницам.
16. Слайд. Беседа: «Обитатели бездны и миниатюрные монстры»;
Аппликация: «Удильщик»
Работа была осуществлена в три этапа.
На 1 занятии была проведена беседа с показом презентации: «Обитатели бездны и миниатюрные монстры». Дети узнали разнообразных глубоководных обитателей морей и океанов: удильщики, рыбы – гадюки, или хаулиоды, живоглоты, пеликановые угри и мешкароты и необычный головоногий моллюск с устрашающим названием адский вампир, который, не смотря на такое название, питается в основном креветками.
Так же дети узнали, что многие из обитающих здесь животных обладают органами свечения – фотофорами, познакомились с новым термином – биолюминесценция. Для отдыха и расслабления во время занятия проводилась пальчиковая гимнастика: «Весёлые рыбки», и упражнения для глаз: «Уследи за рыбкой».
Вторым этапом был подготовительный к предстоящей аппликации. Дети тонировали листы бумаги и бумажные тарелки гуашью, выбирая цвет по своему желанию.
Для закрепления темы был проведён тритий этап – ручной труд с элементами рисования, на котором дети делали – глубоководных удильщиков. Не смотря на устрашающие зубы, удильщики получились яркими, весёлыми и необычными.
17. Слайд. Февраль
Беседа: «Знакомьтесь – китообразные»;
Конструирование из бумаги: «Синий кит».
Дети с большим интересом знакомятся с потрясающим подводным миром нашей планеты. Ребята с удовольствием рассматривают энциклопедии, выучили наизусть всех морских обитателей, нарисованных на плакате «Морские обитатели», много рисуют и лепят.
Ну и конечно, знакомятся с новыми морскими животными. Дети узнали, кто такие китообразные. Оказывается, мир китообразных велик и разнообразен. Китообразные - теплокровные млекопитающие, дышащие воздухом и выкармливающие своих детёнышей молоком. Китообразные делятся на усатых и зубатых китов.
Усатые киты - самые большие животные на нашей планете. Самый большой из них – синий (голубой) кит, а самыми большим китом среди зубатых китов является кашалот. А всем нам знакомые дельфины относятся к зубатым китам.
Удивительное животное - нарвал или единорог, имеет два зуба.
И рог — это один из этих зубов!
А через чего - же дышат китообразные? Оказывается, киты дышат через отверстия, находящиеся на верхушке их головы. Это отверстие называется дыхало. Удивительный факт, киты никогда не спят, они отдыхают лежа на воде, слегка дремлют.
Все киты заботливые родители. Детей рассмешил тот факт, что маленьких китят называют телятами.
Закрепили данный материал конструированием из бумаги: «Синий кит». Получились киты очень смешными и забавными.
18. Слайд. Беседа: «Ластоногие»;
Аппликация: «Морж»
Дети узнали различия между настоящими тюленями, ушастыми тюленями и моржами, обогатили свои знания разнообразными фактами из жизни ластоногих: например - для чего же морской лев подбрасывает рыбу, перед тем как её съесть.
Как закрепление пройденного материала, выполнили работу по аппликации: «Морж». Послушали аудио записи голосов ластоногих.
Дети с удовольствием делились знаниями и впечатлениями об удивительных ластоногих, и сделали замечательную аппликацию. Молодцы!
19. Слайд. 3 – Смысловой блок: «Парящие в воде и сады Нептуна»
Март
Беседа: «Пастбища морей. Хрустальные купола»;
Ручной труд: «Медуза».
Загадочен, таинственен, разнообразен, удивителен мир медуз, они бывают большие и маленькие, ядовитые, очень красивые и яркие, светящиеся. Дети расширили и обогатили свой кругозор о морских обитателях, "пастбищах морей", зоопланктоне, фитопланктоне, криле, медузах - корнеротах, аурелиях, физалиях и многих других медузах. Узнали о "красном приливе" и светящихся ночесветках, посмотрели видео об этих удивительных явлениях.
Ну и конечно потрясающий мир "хрустальных куполов" не оставил детей равнодушными, ведь у медуз целых 24 глаза, а сама она на 95 % состоит из воды, а ещё медузы появились более 650 миллионов лет назад и это означает, что они старше динозавров и акул! Видео с гигантской "полярной медузой" дети пересматривали много - много раз.
Для закрепления знаний об экосистемах "Моря и океаны" дети выполнили аппликацию из кругов "Медуза"
20. Слайд. Беседа: «Морская черепаха»;
Аппликация: «Морская черепаха»
дети познакомились с очередным обитателем морей и океанов – морской черепахой.
Дети узнали, о её строении, внешнем виде и местах обитания, через беседу с показом презентации. Поговорили о том, как люди заботятся и оберегают этих необычных представителей живой природы от вымирания.
Чтобы закрепить пройденный материал, мы с детьми сделали аппликацию – «морская черепаха». Дети вырезали силуэт черепахи из вдвое сложенного листа, а панцирь делали путём обрывания цветной бумаги, разных коричневых оттенков.
21. Слайд. Беседа: «Опасная красота»;
Раскрашивание: «Опасная красота»
Дети узнали, что красивые, маленькие или безобидные на вид, обитатели глубин, могут быть опасны для человека, такие обитатели как: огненные кораллы, брюхоногие моллюски – конусы, бородавчатка и рыба – зебра.
В конце занятия дети раскрасили рыбу - зебру.
22. Слайд.
Совместное творчество детей и родителей: «Морские обитатели из Красной книги»
23. Слайд.
Итоговое комплексное открытое занятие с элементами логоритмики: «Морское путешествие».
24. Слайд.
Так же в течение года проходили тематические занятия, которые соприкасались с темой нашего проекта, что помогало закрепить ранее полученные знания и обогатить, расширить кругозор новыми знаниями - День Земли, день моря. Много работ выполнили по продуктивной деятельности в различных техниках, во время работы над которыми вспоминали ранее просмотренные презентации и изученную познавательную литературу.
В процессе работы над проектом мы с детьми заучивали стихотворения, потешки, чистоговорки, пальчиковые гимнастики, считалки, физкультминутки. Слушали звуки природы, песни и смотрели познавательные видео ролики.
25. Слайд. Свободное творчество детей.
Во второй половине дня дети самостоятельно изучали книги по пластилинографии, лепке и делали понравившиеся им поделки, а так же раскрашивали раскраски, вырезали из цветной бумаги, складывали в технике оригами и делали аппликации ранее показанных на занятиях по продуктивной деятельности работ.
26. Слайд.
Многие презентации и детские работы были отправлены на Всероссийские творческие конкурсы и высоко оценены грамотами и дипломами.