Туранова Екатерина
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования — метод тычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 11
«Нетрадиционные техники рисования – метод тычка»
Цель: развивать творческий потенциал, художественное мышление ребенка.
Задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные техники рисования — метод тычка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – методом тычка.
Формировать у детей технические навыки рисования, развивать мелкую моторику рук
Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивать творчество, память, мышление, речь.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.
Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев.
Метод тычка - увлекательный способ рисования, который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получается более приближенными к реальным.
Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, так чтобы получилась большая «пушистая» точка. Чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Так как гуашь - густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображения предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
Техника рисования тычком :
- Гуашь должна быть густой.
- Кисточка - жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины, сухой. Перед началом рисования ее не надо окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм.
- При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
- При обучении рисованию тычком, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, педагог рисует на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Ребенок набирает на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, нужно выполнить несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Ребенок рисует тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Затем педагог рисуем круг и ребенок, набрав гуашь на кисть, делает тычки по линии круга, а потом внутри него.
Методика рисования тычком для младших дошкольников: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего возраста самостоятельно рисуют контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки.
Преимущества метода тычка :
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
- формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения);
- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей - рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.