Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования».

Ирина Иванчук
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования».

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем,

умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Рисование приносит неоценимую пользу детям. Оно развивает интеллектуальные способности, мышление, воображение. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память. Дети очень любят рисовать, но, если у них что-то не получается, это пугает их.

Здесь на помощь им может прийти нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции. В отличие от традиционного в нетрадиционном у ребёнка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение, научиться нестандартно мыслить и проявить творческую активность. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Поэтому позволяет повысить интерес дошкольников к рисованию.

Рисование с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• успокаивает и увлекает, способствуя развитию усидчивости;

• развивает пространственное мышление;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• побуждает к принятию нестандартных решений;

• позволяет быстрее достичь желаемого результата;

• знакомит с разнообразным материалом;

• развивает мелкую моторику рук;

• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

• штампы;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• печать по трафарету;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• точечный рисунок.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование с использованием песка, круп, опилок;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

• кляксография обычная;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия предметная;

• монотипия пейзажная;

• загадочные рисунки;

рисование на мокрой бумаге;

рисование с использованием соли;

• набрызг;

• фронтаж;

• граттаж;

рисование с помощью открыток;

• пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. А ведь дети так любят играть!

Давайте ознакомимся с техниками более подробно.

Рисование пальчиками.

Для рисования пальчиками нам понадобятся: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, в зависимости от изображаемого, салфетки и собственно говоря наши пальчики. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Штампы.

Тоже довольно популярная техника для младшего возраста. Для работы потребуются штампы, гуашь, основа для рисунка и салфетка. Техника простая - макаете штамп в краску и делаете отпечаток на бумаге.

Изготовить штампы можно из яблока, картофеля, пробок от вина, ниток, шишек, скорлупок и многих других материалов. Проще всего это сделать из картофеля. Если у вас найдутся металлические формы для вырезания печенья, просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.

Рисование ладошками.

Для этой техники кроме самих ладошек будут нужны широкие блюдечки с гуашью, в которые ребёнок будет окунать свою ладонь, плотная бумага любого цвета и, конечно же, салфетки. Детям среднего возраста можно предложить нанести краску на ладонь с помощью кисти. Им это очень понравится! И, когда наше средство рисования будет готово, смело делайте отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Эту технику мы используем для рисования шерсти животных, иголок ёлочки или ёжика, для изображения одуванчика и т. д. Приготовьте жёсткую кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Предложите ребёнку набрать гуашь на кисть и слегка её обтереть. Теперь можно начать рисовать, просто ударяя ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускать. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Печать поролоном.

Из поролона можно вырезать разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Это и станет вашим орудием труда. Теперь приготовим краску и, обмакивая в неё, методом штампов начнём рисовать разноцветные треугольники, круги, квадраты (поролон хорошо моется). Вначале можно просто хаотично рисовать геометрические фигуры, а затем сделать из них простейшие орнаменты –сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх.

Печать пробками.

Для этого вида используем пробки разного размера и материала. Краску наливаем в штемпельную подушку, пробку опускаем в краску и наносим отпечаток на бумагу, получился кружок, а дальше ребенок начинает фантазировать и придумывать, что из этого кружка может получиться.

Печать по трафарету.

Здесь нам тоже понадобится поролон, но только в виде тампона. А ещё штемпельная подушка с краской и трафарет. Прикрепите трафарет к бумаге и нанесите краску на бумагу с помощью тампона. Чтобы изменить цвет возьмите новый тампон и другой трафарет. Недостающие части дорисуйте кистью, пальцем или любым другим предметом.

Восковые мелки + акварель.

Материалы необходимые для рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Чтобы получить изображение ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Эту технику можно назвать «Волшебный рисунок». Для создания такого рисунка вам понадобятся: свеча, плотная бумага, акварель, кисть. Предложите ребенку что-нибудь нарисовать свечой на бумаге. И пусть его не смущает, что ничего не видно. Ведь стоит только раскрасить лист акварельными красками, как тут же секрет будет раскрыт. Потому что вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика или рыбок можно закрасить голубой краской.

Отпечатки листьев.

Выполнение работы в этой технике может вам показаться излишне марким, но этот факт не идёт ни в какое сравнение с удовольствием, полученным ребёнком от созерцания результата своего творчества. Итак, заготовьте вместе с малышом несколько листьев от различных деревьев и кустарников, разных размеров, краски и кисти. Нужно покрывать листья красками и прикладывать к бумаге, создавая изображение. Недостающие части можно дорисовать.

Точечный рисунок.

Для этого необычного способа рисования могут подойти фломастеры, маркеры или же ватные палочки, которые нужно окунать в густую краску. Тот предмет, которым вы хотите рисовать нужно держать перпендикулярно к листу бумаги и ставить отпечатки. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Рисование с использованием песка, круп или опилок.

Есть разные варианты рисования в этой технике. В одном из них нужно покрыть клеем весь лист бумаги, дать высохнуть, а затем рисовать по шершавой поверхности. В другом же способе предполагается нанесение клея на какие-то определённые участки. Возможно и заблаговременное окрашивание и просушивание материала, с последующим нанесением на рисунок частями. Однако, это сложная и кропотливая работа, требующая внимания, аккуратности и усидчивости.

Рисование мыльными пузырями.

Для этого увлекательного занятия детям придётся стать волшебниками, чтобы приготовить «волшебный» раствор. А готовить мы его будем из воды, мыльного раствора и пищевого красителя. Когда раствор будет готов, возьмите коктейльную трубочку и подуйте в неё так, чтобы получилось много пузырей. Теперь накройте пузырики листком бумаги и посмотрите, какой отпечаток получился. Также можно ложкой перенеси пузыри на бумагу. После того как пузыри оставят свой след, рассмотрите, что получилось. Если нужно, дорисуйте недостающие детали.

Рисование мятой бумагой.

Принцип работы тот же, что и при печати пробками. Приготовьте штемпельные подушки с красками различных цветов и мятую бумагу. Для того, чтобы получилось изображение ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы работать с другим цветом, смените мятую бумагу.

Кляксография.

Это рисование кляксами. Чтобы поставить кляксу на листе нужна кисть и жидкая краска. Капнув краску на бумагу, мы всматриваемся в неё, стараясь разглядеть какой-либо образ либо детали его. Обсуждая, на что похожа клякса, мы развиваем мышление и воображение ребёнка, учим высказываться, правильно строить предложения. После этого можно обвести или дорисовать кляксу.

Кляксография с трубочкой.

Выдувание кляксы трубочкой – это техника рисования, при которой капля краски раздувается по бумаге с помощью коктейльной трубочки до узнаваемого художественного образа или красивой композиции. А что нам для этого нужно, вы уже знаете.

Монотипия предметная.

Для выполнения работы в данной технике, нам понадобится бумага, сложенная пополам, краски и кисточка. Далее на одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева,бабочка) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка. Получится вторая половина предмета. При необходимости изображение можно подкорректировать.

Монотипия пейзажная.

Технология выполнения работы та же, что и при монотипии предметной. Только вместо предмета мы рисуем пейзаж. Однако, пейзаж нужно рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Когда вы откроете лист, то увидите зеркальное изображение. Если хотите чтобы ваш пейзаж отразился в водной глади, то необходимо заранее затонировать вторую половину листа голубым цветом, а после получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Возьмите картон размером примерно 20х20 см и сложите его пополам. Затем выберете полушерстяную или шерстяную нитку длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакните в густую краску и зажмите её внутри картона. Потом поводите внутри картона этой ниткой и вытяните её либо сразу откройте картон и удалите нить. Получится хаотичное изображение, которое нужно рассмотреть, обвести и дорисовать. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование на мокрой бумаге.

Наши дети привыкли рисовать на сухой бумаге. А ведь рисовать можно и на мокрой. Приготовьте плотную бумагу, баночку с водой, краски, кисть. Для того чтобы увлажнить бумагу воспользуйтесь кистью или же небольшим кусочком ваты. Обратите внимание детей на то, чтобы бумага не была слишком мокрой, иначе краски просто напросто расплывутся. Когда бумага будет равномерно увлажнена, можно начинать рисовать. Эта техника поможет нам создавать неясные образы, с её помощью ребёнка можно ознакомить со смешением цветов.

Рисование с использованием соли.

Соль создаёт на бумаге причудливые узоры. Для работы вам потребуются плотная бумага, краски, кисть и соль. Нужно увлажнить бумагу, используя любой цвет или сочетание цветов. Затем насыпать немного соли на разные участки рисунка. Соль впитает лишнюю воду, прилипнет и создаст очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания.

Набрызг.

Эта нестандартная техника рисования может послужить и для создания фона и для создания рисунка. Брызгать очень интересно, но и марко, поэтому лучше воспользоваться защитной одеждой. А брызгать мы будем проводя по щетине зубной щётки с краской противоположным концом кисти или стекой. Для работы необходимо приготовить шаблоны. Кладёте шаблон на лист и забрызгиваете его. Затем шаблон убираете. Можно использовать несколько шаблонов одновременно. Например, положи листы бумаги в порядке возрастания от самого маленького до большого и забрызгай края. Аккуратно, не смазывая капли, сними верхний лист и забрызгай края следующего листа. Проделай эту процедуру со всеми оставшимися листочками. При этом цвет краски можно поменять, а можно и оставить. Таким образом можно сделать рамку для картины.

Фронтаж.

Это техника всем знакома с детства. Ее суть заключается в том, чтобы положить под лист бумаги какой-нибудь рельефный предмет, например, монету, и заштриховать лист поверх нее карандашом или пастелью. Основная задача - найти подходящий предмет. Он должен быть плоским и рельефным.

Граттаж.

Это более сложный и совсем нетрадиционный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Вам потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.

Когда все подсохнет, можете приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания. Возьмите тонкий не пишущий стержень от ручки, шило, спицу, стек или канцелярский ножик. Начните с нанесения основных контуров, затем переходите к штриховке поверхностей. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой "характер". Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.

Рисование с помощью открыток.

Думаю, почти в каждом доме найдётся несколько старых открыток. С ними тоже можно рисовать! Нужно только вырезать интересующие вас предметы и наклеить их на основу, создавая картину, а недостающие детали вы всегда можете дорисовать. Поэтому кроме открыток вам потребуются ещё и ножницы, клей, бумажная основа и возможно краски, фломастеры или карандаши. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление.

Пластилинография.

Рисовать можно не только красками, но и пластилином. И хотя эта работа более трудоёмкая, но выполняют её дети с удовольствием. Приготовьте картон с нанесённым на него каким-либо изображением. Разогрейте пластилин в руках либо в ёмкости с горячей водой. Всё готово для творчества. Нужно только размазывать пластилин нужного цвета по рисунку.

И в заключении:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов.

Творческих успехов!

Источники:

http://lifebabyblog.ru/Article/Article/metodiki-razvitiya/netradicionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu

https://www.syl.ru/article/187607/new_netraditsionnyie-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-metodika-risovaniya-v-detskom-sadu

http://ds-304.nios.ru/vg/netr_techn_ris.pdf

http://www.maam.ru/kartinki/detskie/Нетрадиционные% 20техники% 20рисования

Публикации по теме:

Консультация для родителей первой младшей группы «Изодеятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования» Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Актуальность. На всех этапах.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Мастер – класс для педагогов «Аленький цветочек» Цель: Познакомить педагогов с новыми техниками рисования, элементами для оформления интерьера,.

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов через знакомство с современными.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» .

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития творческого потенциала дошкольников».

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Детский сад «Колокольчик» филиал МБДОУ детского сада «Теремок» Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как.

Нетрадиционные техники рисования для детей 3–4 лет «Краб»Нетрадиционные техники рисования для детей 3–4 лет «Краб» Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Представляю вам сегодня детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Тема: Нетрадиционные техники рисования. Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования».
Опубликовано: 3 октября 2017 в 20:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Тренажеры для проведения зрительной гимнастики своими руками с детьми средней группы...
Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В...
Конспект НОД по аппликации из ватных дисков «Яркая гусеница» в старшей группе
Цель: Сформировать представления детей о гусенице: внешнем виде, среде обитания, питании; Задачи: Образовательные: учить создавать в работе образ гусеницы...
Мини-проект «Прекрасные цветы для нашего тёплого дома»
Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами — воспитывать желание к бережному отношению к родной природе. Ведь восприятие природы помогает...