Зубатова Ольга Александровна
Консультация для родителей первой младшей группы «Изодеятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, обозначить их значимость в жизни ребенка; вызвать у родителей интерес к данному виду детской деятельности.
Публикация «Консультация для родителей первой младшей группы „Изодеятельность в детском саду, Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Дошкольное детство – это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность. Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Едва научившись держать в руке карандаш, ребёнок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причё м он практикуется везде: на столе, стене, и даже на себе. Постепенно дети учатся изображать предметы, но вначале рисунки лишь отдалённо напоминают их. По мере взросления дети осваивают навыки изобразительной деятельности, учатся рисовать на заданную тему.
Как правило занятия в детском саду сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Однако этого недостаточно для развития творческих способностей. Поэтому главная роль здесь отводится взрослому. Взрослый должен помочь ребёнку открывать мир, не только вооружать его знаниями, умениями и навыками, но и раскрыть творческий потенциал, видеть волшебное в самом обыденном. Изобразительное творчество в дошкольном детстве основано на взаимодействии классических и неклассических техник. По мнению С. Погодиной (кандидат пед. наук, доцент МПГУ) любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами.
Фантазия дошкольников не обременена изобразительными стереотипами, мешающими творческому поиску, они с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это в практическую деятельность необходимо вводить нетрадиционные приёмы работы с детьми. Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребё нку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чём рисовать и как рисовать. Используя различные техники рисования в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
В детском саду могут использоваться самые разные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего детства, знакомя детей с особенностями техники (Эйкон Д., Колдина Д. Н.). Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники – это эффективное средство изображения, включающие новые художественно – выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение ими разных умений на разных возрастных этапах А. В. Никитина предлагает использовать нетрадиционные техники для каждого возраста свои:
младший дошкольный возраст :
1. Рисование пальчиками;
2. Оттиск печатками из картофеля;
3. Тычок жёсткой полусухой кистью.
средний дошкольный возраст:
1. Оттиск поролоном;
2. Оттиск печатками из ластика;
3. Восковые мелки + акварель;
4. Свеча + акварель;
5. Отпечатки листьев;
6. Рисунки из ладошки;
7. Волшебные верёвочки
старший дошкольный возраст:
1. Кляксография с трубочкой;
2. Монотопия пейзажная;
3. Печать по трафарету;
4. Монотопия предметная;
5. Кляксография обычная.
Итак, при обучению рисованию могут использоваться разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера;
• Зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Пространственного мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
• Эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёма;
• В этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что в свою очередь влияет на развитие речевых центров коры головного мозга ребёнка.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость, а при добавлении определённого количества воды получают различные оттенки цвета. Таким образом, развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят возникает вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети задают вопросы взрослому, друг другу, обогащается и развивается их словарный запас.
Каждая из нетрадиционных техник – маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя расковано, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Необычные средства изображения развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике ребёнок преодолевает страх перед неудачей, обретает веру в свои силы, испытывает радость и удовольствие от творчества.
Таким образом, перечисленные нетрадиционные техники занимают немаловажную роль в изобразительной деятельности и развитии дошкольника в целом и могут применяться с раннего детства, что является весьма перспективным как в работе педагога, так и заинтересованных родителей, активно участвующих в жизни своего ребёнка.