Шулепова Наталия
Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» с. Выльгорт
Опыт работы "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники"
Оглавление:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Социальная значимость проекта
4. Цель, задачи и принципы проекта
5. Ожидаемые результаты
6. План реализации проекта
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники“» размещена в разделах
7. Содержание работы над реализацией проекта
8. Условия реализации проекта
9. Перспективы развития проекта
Литература
Приложения
Паспорт проекта
Вид проекта практико-ориентированный
По составу участников групповой
Состав участников дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и родители.
По срокам реализации долгосрочный (сентябрь 2013 - апрель 2014 г.)
Планируемые результаты проектной деятельности для детей: такая форма работы окажет комплексное влияние на формирование личности ребенка; углубит знания детей о календарных и народных праздниках, обычаях и традициях коми народа; будет способствовать активизации навыкам коми разговорной речи в пределах усвоенного языкового материала.
для педагогов: совместная деятельность в ходе проекта будет способствовать эмоциональному сближению взрослых (родителей и педагогов) с детьми. создание условий для повышения активизации навыков коми разговорной речи детей в пределах усвоенного языкового материала. повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.
для родителей: привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, с целью формирования у детей положительного настроя и готовности к общению на коми языке.
Актуальность Только осуществляемый совместными усилиями родителей, воспитателей и специалистов можно способствовать формированию в будущем личности, как умелого хранителя, пользователя и созидателя социокультурных ценностей и традиций Коми края.
Риски:
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути
преодоления: Организация совместных мероприятий с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
Перспективы развития проекта : Презентация и продолжение проекта, добавление новых форм работы. Трансляция опыта
Актуальность:
«Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети. Когда
национальное умирает в детях, то это
означает начало смерти нации».
Н. Г. Волков
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, наполненного предшествующими поколениями. Каждое время, в зависимости от социальной ситуации, выдвигает свои требования к воспитанию, а степень восприятия опыта во многом зависит от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.
Сегодня изменения в обществе вынуждают вернуться к пониманию воспитательного процесса в контексте общечеловеческой культуры, так как наше общество стоит перед проблемой разрыва связи человека с окружающей историко-культурной средой, преемственности поколений, формирования чувства с окружающим миром.
Обозначавшийся в последние годы рост национального самосознания людей, вызывает усиленный интерес к историческому прошлому, языку, духовной культуре.
В современном мире очень важно, чтобы дети знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру предков малой Родины. Знакомство с национальными традициями духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
А сохранность и полноценность существования в окружающем мире, является одним из важнейших факторов определяющих процесс формирования личности ребенка как части своего народа.
Цель проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам коми народной культуры посредством досугов, развлечений, праздников.
Задачи проекта:
1. Помочь ребенку в целях его гражданского становления почувствовать себя жителем Республики Коми, приобщиться к историческим и культурным ценностям своего северного края.
2. Способствовать формированию у детей чувства гордости за свою малую Родину, уважения и любви к ее жителям.
3. Вовлечь родителей в участие в праздниках, с целью формирования у детей положительного настроя и готовности обучения коми языку в школе.
4. Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.
Социальная значимость проекта.
«Давайте детям больше и больше
созерцания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через
народные и национальные праздники».
В. Г. Белинский
В нашем дошкольном учреждении имеется богатый опыт проведения развлечений, праздников, игр. За последние годы традиционными стали календарные и общенародные праздники «Праздник Осени», «Новый год», «Рождество», «Масленица» и другие. Детей всегда привлекают подобные мероприятия массовостью, нетрадиционностью. Во время проведения таких мероприятий дети попадают в особую атмосферу творчества, получают значительный социальный опыт. Все они направлены на ознакомление детей с праздниками, традициями русского народа, истории России.
Истоки духовного возрождения России, прежде всего, формируются с изучения истории родного края – малой Родины, где ребенок родился и живет. Это закладывается в детстве, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности подтверждает то, что самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания детей в дошкольном учреждении на ценностях своей этнической культуры.
Одна из задач системы воспитания - помочь ребенку в целях его гражданского становления почувствовать себя жителем Республики Коми, приобщиться к историческим и культурным ценностям своего родного края.
Новизна проекта заключается в том, что технология его реализации позволяет работать с любым содержанием и с любым уровнем знания языка у детей дошкольного возраста. Кроме того, она дополняет, развивает и вносит новые элементы в методику обучения дошкольников с точки зрения краеведческого компонента. Более того, даёт применить имеющиеся знания детей на практике в приобщении к историческим и культурным ценностям своего северного края.
План реализации проекта
Время
проведения Участники Название
мероприятия
Сентябрь
2013г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Изучение методической литературы по теме, составление плана работы проекта, написание проекта, работа с воспитателями группы.
Октябрь
2013г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и дети группы
«Праздник картошки» - развлечение
Ноябрь
2013г. Музыкальный руководитель
и дети группы
Экскурсия в музей ДОУ
Декабрь
2013г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и дети группы
«Лесные приключения с охотниками»
развлечение на коми играх
Январь
2014г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и дети группы
«Широки просторы нашей Коми северной земли»
развлечение
Февраль
2014г. Инструктор по физической культуре и дети группы
«Наследники Перы»
Развлечение
Март
2014г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и дети группы
«Посиделки» -
праздник
Апрель
2014г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и дети группы
«Пасха» -
праздник
Май
2014г. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Презентация проекта
Для реализации проекта созданы следующие условия:
1. Разработаны новые сценарии праздников для детей и родителей;
2. Для проведения мероприятий подобран новый современный музыкальный материал, изучены новые коми подвижные игры;
3. Для расширения знаний детей были сделаны разные альбомы, приобретены новая карта Коми республики и платки для танцев, музейные экспонаты;
4. В ходе реализации проекта для проведения праздников привлечены родители, которые стали участниками и помощниками праздников.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
• Развивается интерес к занятиям обучения коми разговорной речи.
• Повышается желание участвовать в праздниках, играть в коми игры, исполнять пени и стихи на коми языке, играть на коми национальных инструментах.
• Через проектную деятельность дети приобщаются к историческим и культурным ценностям своего северного края, знакомятся с коми национальными праздниками, обычаями и традициями этих праздников.
Для педагогов:
• Расширяются формы работы в нравственно - патриотическом воспитании детей.
• Углубляются знания педагогов о коми народных праздниках, обычаях, традициях этих праздников.
• Повышается интерес изучения коми культуры, с последующей передачей знаний детям.
Для родителей:
• Расширяются знания родителей о коми народных праздниках, обычаях, традициях этих праздников.
• В ходе проведения совместных праздников родители становятся активными помощниками в формировании у детей положительного настроя и готовности к обучению коми языка в школе.
Содержание работы над реализацией проекта.
На протяжении длительного времени музыкальный руководитель детского сада Лыткина Л. В. приобщает детей к коми национальной культуре через обучение детей коми разговорной речи и музыкальную деятельность. Это способствует воспитанию и формированию национального самосознания ребенка путем ознакомления с традициями и обычаями коми народа. Разученные коми пляски и пени дети демонстрировали на выступлениях в Доме культуре села Выльгорт.
Большую роль в приобщении к коми культуре играют воспитатели. В группе оформлен уголок по краеведению – это дополнительный источник познания родного края. В планирование воспитательного процесса воспитатели включают НРК.
Инструктор физического воспитания детей обучает коми национальным играм.
В детском саду дети получают большие знания о Республике Коми, но в тоже время дети не имеют представления о коми народных праздниках, обычаях и традициях этих праздников, времени их проведения. Проанализировав перспективное планирование развлечений и праздников ДОУ, мы обратили внимание на то, что в него не включаются развлечения и праздники коми народа. Отсюда следует, что дети не знают названия праздников, их время проведения, традиции их проведения: в какие игры играют именно во время проведения этих праздников, какие поют песни, водят хороводы, исполняют пляски. Праздник – это часть культуры народа, он углубляет знания о народной жизни, углубляет взгляд на окружающий мир, обогащает внутренний мир детей, дает много возможностей для самовыражения, даёт почувствовать себя частичкой народа. А сохранность и полноценность существования традиций в окружающем мире ребенка, является одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования личности ребенка.
В связи с этим мы решили разработать систему коми народных праздников и внедрить её в воспитательный процесс.
Для реализации проекта довели до всех участников проекта важность данной проблемы, изучили коми народный календарь, подобрали и изучили методическую и научно-популярную литературу, пополнили иллюстративный материал по данной теме, составили перспективный план праздников, подобрали аудио материалы и стали работать.
Музыкальный руководитель к празднику готовила музыкальный репертуар, аудио записи, танцевальные композиции, песни, хороводы. Воспитатели закрепляли разучиваемые песни, проводили беседы и привлекали родителей к праздникам. Инструктор по физическому воспитанию готовила сценарии, подбирала и разучивала подвижные игры в соответствии с темой праздника.
Для детей и родителей мы оформили альбомы «Наше наследие», «Асья Кыа», «Малая Родина Выльгорт», «История, культура и традиции Коми народа», «Коми музыкальные инструменты».
В течение года мы пополнили экспонатами мини музей ДОУ.
Для родителей обновлялся информационный стенд «Коми край мой Северный». Через информацию родители знакомились с праздниками и традициями коми народа. Родители были активными участниками проекта. Они помогали разучивать с детьми стихи, песни, помогали оформлять альбомы, принесли клюкву и пекли пироги на развлечения. Многие родители приняли участие и в самих праздниках. Вместе с детьми они исполняли песни, водили хороводы, играли коми народные игры, исполняли творческие задания (украшали «одежду и обувь» коми орнаментом, разукрашивали пасхальные яйца, оформляли национальные блюда, учили пословицы, загадки, народные приметы). Родители заинтересовались, с интересом они участвовали в праздниках с детьми. Любой праздник проходил в атмосфере веселья, дружбы, сплоченности и уважению к старшему поколению.
В работе мы столкнулись с трудностями как нехватка аудиозаписей, коми костюмов, новой современной литературы, не смогли организовать выезд в музеи с. Выльгорт и г. Сыктывкара. Большая часть детей, родителей и педагогов русскоязычное население, это вело к сложности произношения во время исполнения коми народных песен, дети почти не владели объемом танцевальных движений коми народных танцев, не знали коми композиторов, народную музыку, не было знаний о разнообразии коми национальных игр.
Презентация материалов проекта
Продукты проекта для детей:
• Разучивание коми песен, танцев, стихотворений подвижных игр для праздников;
• Участие в праздниках;
• Совместное творчество с родителями и педагогами.
Продукты проекта для педагогов:
• Планирование по данной теме;
• Конспекты по теме проекта;
• Информационные стенды для родителей;
• Наглядный материал – альбомы;
• Проект.
• Совместное творчество с детьми и родителями.
Продукты проекта для родителей:
• Информационные стенды;
• Совместное творчество
• Совместное творчество с детьми и педагогами.
Перспективы развития проекта :
Проделанная работа дала положительные результаты. У всех участников проекта повысился интерес к народным праздникам, их традициям, играм. Для детей: такая форма работы оказала комплексное влияние на формирование личности ребенка; углубила знания детей о календарных и народных праздниках, обычаях и традициях коми народа; способствовала активизации навыкам коми разговорной речи в пределах усвоенного языкового материала.
Для педагогов: совместная деятельность в ходе проекта способствовала эмоциональному сближению взрослых (родителей и педагогов) с детьми. Созданы условия для повышения активизации навыков коми разговорной речи детей в пределах усвоенного языкового материала. Многие родители сделали выводы, что знакомство с традициями нашего народа, очень даже интересные и полезные. Это привлекло родителей в воспитательно-образовательный процесс, с целью формирования у детей положительного настроя и готовности к общению на коми языке.
Таким образом, наше детское учреждение работает над процессом социализации детей с восхождения в культуру своего народа, любви и уважения к коми народу, гордости за его культурно-исторические достижения. А знакомство проходит через праздники, через родные и национальные явления.
План проекта реализован полностью. В результате проводимых праздничных мероприятий дети показали свою активность в играх, желание разучивать и исполнять коми народные песни и танцы, учить стихи к праздникам. Заранее разученный репертуар дети с удовольствием и желанием показывали на праздниках родителям и гостям праздников. Все это в комплексе способствует развитию интереса к обучению коми разговорной речи. Через проектную деятельность дети приобщились к историческим и культурным ценностям своего северного края, познакомились с коми национальными праздниками, времени их проведения, знают названия праздников и как они проводятся.
Развитию интереса детей способствовала наша личная заинтересованность, новизна проекта, легкость и доступность, конечный результат и работа в коллективе. Мы удовлетворены своей работой и хотим продолжить знакомить детей с другими коми народными праздниками, а также включить театрализацию небольших сказок в праздники.
Методическое обеспечение:
Литература:
• «Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре КОМИ АССР» методические рекомендации Сыктывкар 1989;
• «Сьыланкывъяс чукор» Г. И. Попов Сыктывкар, 1996;
• «Дети поют и танцуют» методические рекомендации Сыктывкар 1988;
• «Вестник» № 3 2005;
• «Вестник» № 1 2010;
• «Здравствуй, друг!» З. В. Осипова, Т. А. Москвина программно – методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях АНБУР, Сыктывкар 2012;
• «Коми старинные детские игры» Сыктывкар 1988;
• «Парма» программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении РК АНБУР, Сыктывкар 2010;
• Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма» Сыктывкар 2010;
• «Музыкальное воспитание дошкольников на основе празднично-игрового календаря народа коми» Н. Б. Потолицина, Л. П. Купченко, Л. А. Черникова Сыктывкар 2012.