Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
3.4. Результативность педагогического опыта.
Результативность опыта заключается в эффективной организации совместной деятельности педагога и воспитанников. Я считаю, что в результате своей работы мне удалось добиться реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к жизни диких и домашних животных, они знают отличительные особенности различных животных, место их обитания, повадки и чем те питаются.
Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными, Часть 3» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Темочки
В результате проведения различных дидактических игр у детей сформировались элементарные знания о жизни различных животных. Дети усвоили соответствующие возрасту основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили элементарные нормы безопасного поведения в природном окружении.
Работа над темой опыта также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников, привлечь их к участию в образовательном процессе.
Результаты работы по теме опыта «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными» мною представлены на педагогическом совете.
Для выявления уровня знаний о диких и домашних животных детей второй младшей группы я использовала инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Природное окружение. Экологическое воспитание». Работа проводилась в начале учебного года. Результаты показали, что уровень знаний детей о диких и домашних животных невысок, хотя необходимо учитывать, что группа разновозрастная и у детей старшей подгруппы уже был определенный багаж знаний.
В процессе работы была реализована серия дидактических игр, направленная на ознакомление детей с дикими и домашними животными. Все дидактические игры соответствовали возрастным особенностям детей. Повторная диагностика, проведенная в конце года, показала, что в результате использования дидактических игр увеличилось количество детей, имеющих высокий и средний уровень сформированности знаний о диких и домашних животных.
Инструментарий к диагностике представлен в Приложении 1.
Уровень сформированности знаний детей о диких и домашних животных:
Имя ребёнка Уровень знаний о некоторых домашних животных Уровень первоначальных знаний о диких животных и их отличительных особенностях
Начало года Конец года Начало года Конец года
1. Женя. А. 2 3 2 2
2. Вика. Е. 2 3 2 3
3. Матвей. С. 2 3 2 3
4. Серёжа К-О. 1 2 1 2
5. Дима Е. 1 2 1 1
6. Лёша Ч. 2 3 1 2
Итого:
2014-2015 учебный год
сентябрь май
Высокий уровень --- 50%
Средний уровень 58% 42%
Низкий уровень 42% 8%
По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень сформированности знаний детей о диких и домашних животных увеличился к концу года на 50%, средний уровень, вследствие повышения высокого уровня, немного снизился и составил 42%, а вот низкий уровень снизился на 34% и составил 8% к концу учебного года.
Следовательно, можно утверждать, что дидактические игры являются эффективным средством развития знаний детей младшей группы о диких и домашних животных.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического
опыта.
Новизной данного опыта считаю комплексное и системное использование дидактических игр, а так же привнесение новых элементов в уже существующие дидактические игры. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность.
Новизна идеи также состоит и в том, что в целях активизации познавательной деятельности младших дошкольников в ходе дидактических игр используются современные информационные технологии.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Технологичность описанного мною педагогического опыта заключается в возможности реализации данного опыта или его отдельных элементов педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Практический материал данного опыта работы использует в своей работе второй воспитатель младшей разновозрастной группы. Отдельные элементы данного опыта используют воспитатели старшей разновозрастной группы нашего детского сада в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Материалы из опыта работы по теме «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно- игровых ситуаций» в 2015 году были представлены на районном методическом объединении по направлению «Познавательное развитие».
Педагоги других дошкольных учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
С целью решения поставленных задач мною были изучены методические пособия: «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»: Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»; Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду; Соломенникова О. А. «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду».
Также рассмотрен ряд публикаций в сети Интернет на сайтах «Маам», «Дошвозраст», «Планета детства», «Педкопилка», «Дошколенок. Ру».
Составлен примерный план проведения дидактических игр с воспитанниками младшей разновозрастной группы (Приложение № 2)
В процессе работы над проблемой мною изучены разнообразные классификации дидактических игр. Определено основное направление игр – это игры природоведческого, экологического содержания - и именно на ознакомление с животным миром.
Как уже отмечалось выше, новизна данного опыта заключается в комплексном и системном использовании дидактических игр, а так же в привнесении новых элементов в уже существующие дидактические игры.
Остановлюсь подробнее на видах применяемых мною дидактических игр в образовательном процессе младшей разновозрастной группы.
Продолжение следует.