Елена Мальцева
Опыт работы «Развитие интереса у детей к занятиям утренней гимнастикой средствами танцевально-ритмических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие устойчивого интереса у детей к занятиям утренней гимнастикой средствами танцевально-ритмических упражнений
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. К сожалению, постоянные занятия физической культурой, особенно утренней гимнастикой, еще не стали органической потребностью каждого дошкольника.
Публикация «Опыт работы „Развитие интереса у детей к занятиям утренней гимнастикой средствами танцевально-ритмических упражнений“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Ритмическая гимнастика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Выполнение общеразвивающих упражнений требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Танцевально - ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т. е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.
Исходя из поставленной проблемы была определена цель работы : выявить влияние танцевально – ритмических упражнений на развитие интереса у детей к занятиям утренней гимнастикой.
Для реализации данной цели были разработаны и в течение года апробированы комплексы танцевально – ритмической гимнастики с детьми 5-7 лет. Возрастная категория выбрана неслучайно, поскольку только старшие дошкольники способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом ритмом музыки.
Последовательность разучивания комплекса танцевально - ритмической гимнастики
Перед разучиванием комплекса танцевально - ритмической гимнастики необходима предварительная работа.
Педагогу необходимо:
• подобрать музыкальное сопровождение к комплексу ритмической гимнастики;
• подобрать упражнения, способствующие возрасту детей и их физической подготовке;
• определить количество упражнений в каждой части комплекса, их дозировку;
• распределить количество занятий для составления, разучивания и отработки упражнений комплекса.
Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению)
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков
Первый начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимых педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений.
Второй этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.
Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:
• показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
• наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
• при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
• во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
Третий этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений.
Этап совершенствования упражнения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Для поддержания интереса к занятиям утренней гимнастики необходимо соблюдать определенную систему обучения и усложнения комплексов танцевально – ритмической гимнастики в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастными особенностями занимающихся детей. В связи с этим при проведении занятий широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:
1) метод музыкальной интерпретации, который включает в себя:
конструирование конкретного упражнения, учитывая содержание, форму, ритм и динамические музыки.
Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. Например, во время припева можно выполнять одинаковые композиции, при звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, либо аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, амплитуды.
2) метод усложнений - определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое.
3) метод сходства используется тогда, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движении (например, повторяющееся движение вперед и назад).
4) метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в одно.
5) метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали).
Основными используемыми средствами являются : строевые упражнения, упражнения для согласования движений, танцевально – ритмические игры.
В своей работе соблюдаю следующие принципы:
• Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
• Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку.
• Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
• Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
• Постепенности. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.
• Принцип разнообразия и новизны. Комплексы танцевально – ритмической гимнастики чередуются с комплексами традиционной гимнастики. Один комплекс используется в течение двух недель и повторяется в зависимости от степени разученности.
• Принцип умеренности – продолжительность не превышает стандартного времени отведенного на утреннею гигиеническую гимнастику.
В работе с детьми танцевально - ритмическую гимнастику провожу в различных вариантах:
1. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных
занятий.
2. При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает
ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
3. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках и развлечениях.
Для проверки эффективности использования разработанных комплексов танцевально – ритмической гимнастики для развития устойчивого интереса у детей старшего дошкольного возраста, был проведён тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Результаты теста позволили рассмотреть изменения степени предпочтения детьми занятий утренней гимнастикой.
Полученные результаты исследования показали, что количество детей с позитивным отношением к занятиям утренней гимнастикой возросло на 61% по сравнению с началом года.
Положительные сдвиги отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, выявилась эффективность использования
разработанных комплексов танцевально – ритмической гимнастики.
В результате всей проводимой работы : дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные.