Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста

Елена Хлабыстина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности?

Таким средством может быть – игра. В настоящее время в детском саду серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей. А ведь именно эта игра является основой социального развития ребенка. Правила поведения обязательные при проведении сюжетно - ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера. Сюжетно-ролевые игры предоставляют большие возможности для формирования коммуникативных способностей, умений, т. е. способности детей к общению, включающая в себя: желание вступать в контакт с взрослыми и сверстниками. Изучением особенностей сюжетно — ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л. С., Менджритская Д. В., Венгер Л. А., Мухина В. С., Васильева М. А., Щербакова Е. И., Русскова Л. В., Короткова Н. А. Мацкевич М., Новосёлова С. Л.

Уровень сформированности коммуникативных способностей детей моей группы дошкольного возраста был недостаточный. В связи с этим решила изучить роль сюжетно-ролевой игры на развития у детей коммуникативных навыков.

Объект исследования – процесс развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является сюжетно — ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что целенаправленное и систематическое использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно — ролевой игры дошкольника в формировании коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры,

2. Изучение структуры сюжетно-ролевой игры как метод развития коммуникативных способностей среднего дошкольного возраста,

3. Провести диагностику сформированности коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста;

Особенности организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.

Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой — направить их общение.

Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие — по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия «зло», «добро», почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому — что увлекательнее его предложение. Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям. Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал. Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей. Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры.

2. Изучив литературу, журналы и статьи по данной тематике. разработала картотеку сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей по содержанию и временным рамкам, взаимосвязанных между собой и постепенно усложняющихся от одной игры к другой. Игры проводились два раза в неделю, во второй половине дня в течение 2 месяцев (15 января по 15 марта 2018г). Этот срок не большой, но он нужен для того, чтобы убедиться в эффективности своей работы и подтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования. При организации сюжетно-ролевой игры обращала внимание на множество аспектов: правильно организованная предметно-пространственная среда; систематичность, т. е. сюжетно –ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю; организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям. При планировании игры чтобы вызвать у детей желание играть, например, для организации игры в "морское путешествие", задала вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответили: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Вместе с детьми готовили атрибуты к игре из подручных материалов. А это очень важно. В совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Во время игр с детьми закрепляла правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой. Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Результаты не заставили себя ждать. Дети проявляют активность в общении с взрослыми и сверстниками. выполняют элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Конфликты если и возникали по поводу распределения ролей не носят агрессивный характер. Так как дети усвоили пути разрешения конфликтов (очередность. считалка и т. д).

Проверка результативности опытно - экспериментальной работы по повышению уровня сформированности коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста проходила на основе сравнительного анализа результатов сформированности коммуникативных умений детей, до начала эксперимента и после его завершения. В качестве инструментария диагностики использовала метод наблюдения и метод беседы. Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям:

1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл)ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Результаты по обеим методикам занесены в диагностические карты. Результаты определения уровня коммуникативных способностей у детей заносились в разработанную мною диагностическую карту, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных способностей в группе, так и результаты каждого ребенка.

Результаты общего уровня развития коммуникативных способностей детей представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Как мы видим из диаграммы 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных способностей (60%) и средний уровень (30%). Высокий уровень 10%.

Диаграмма 2.(Приложение)

Из диаграммы 2 мы видим, что до работы с детьми по развитию коммуникативных способностей низкому уровню соответствовало 60% детей, после проведенной работы – 40%, следовательно, показатель детей, демонстрирующих низкий уровень сформированности коммуникативных способностей понизился на 20%, среднему уровню соответствовало 30% детей, после работы с детьми – 45% детей, следовательно, показатель детей с средним уровнем сформированности коммуникативных способностей увеличился на 15%, высокий уровень соответствовал10%, после работы с детьми поднялся на 20%. Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня коммуникативных способностей у детей.

Вывод: Материалы, полученные в моем исследовании, подтвердили гипотезу, согласно которой целенаправленное и систематическое использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Заключение:

Игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. Грамотное использование сюжетно-ролевых игр, в дошкольном возрасте облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и адаптацию к условиям начальной школы. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно.

Литература

1. Бойченко Н. А. Cюжетно – ролевые игры дошкольников. Издательство «Радяньска школа» Киев,1982

2. Менджерицкая. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982.

3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. А. Васильевой. - М., 1986.

4. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6

5. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М. : Просвещение, 1984.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая.

Как влияет сюжетно-ролевая игра на развитие игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Кардинальные перемены в социальной жизни общества оказали значительное влияние на качественное изменение требований в образовании. Согласно.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольника» Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативных способностей дошкольника. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность в которой дети сами.

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Во время занятий и игр с детьми я заметила,.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Федченко Елена Александровна Организация: МДОУ.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Игровая деятельность – ведущий вид.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности детей с ОВЗ со сложным дефектом Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников» Тема самообразования: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Войтко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 16:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хлабыстина (УИ 1836661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД