Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр по технологии В. В. Воскобовича»

Швендых Лилия Павловна
Опыт работы «Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр по технологии В. В. Воскобовича»

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр по технологии В. В. Воскобовича»

В период дошкольного детства ребёнок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познаёт разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Публикация «Опыт работы „Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр по технологии В, В, Воскобовича“» размещена в разделах

Как помочь ребёнку в этом познании? Как сделать этот процесс привлекательным, интересным и продолжительным?

Появление ФГОС ДО положило начало обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, с новыми методами и формами работы педагогов, с применением в практике новых педагогических технологий.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по собственной Основной Образовательной Программе (ООП ДО, созданной с опорой на комплексные программы. Профессионализм педагогов определяется активным использованием инновационных педагогических технологий.

Проводя диагностику в начале учебного года второй младшей группы, я обратила внимание на результат мониторинга по художественному творчеству:

Уровень Начало учебного года Конец учебного года

высокий 1% -

средний 54% -

низкий 45% -

Конечно, существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и художественных способностей детей дошкольного возраста. Важно подбирать те технологии и методики, которые помогают не только решить определённую задачу, но заинтересовать и педагога, и воспитанников. Одна из технологий – это авторская технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

В ФГОС ДО выделены пять образовательных областей, данная технология с областями интегрирует. Например, художественно-эстетическое развитие предполагает :

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Данная технология первоначально разрабатывалась преимущественно для интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, но в настоящий момент она охватывает все аспекты развития ребёнка. Использование технологии способствует успешной социализации, художественно-эстетическому и речевому развитию, а также формированию представлений ребёнка о мире природы и человека.

Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют свои особенности:

1. Широкий возрастной диапозон. В одну и ту же игру могут играть дети и трёх, и семи лет. Это происходит потому, что к простому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш узнаёт и запоминает цвета и формы, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивает внимание, память и воображение.

3. Вариативность игровых игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.

4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными в течении длительного времени.

Опираясь на собственный опыт и актуальность проблемы, я решила выбрать тему для самообразования «Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр» по технологии В. В. Воскобовича.

Главной особенностью технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобович является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые эффективно, логично, легко включаются в привычный педагогический процесс. Все игры сопровождаются сказочными образами. Рассматриваемая технология, помимо развития детских художественно-творческих способностей, помогает раскрываться педагогу, реализовывает творческий потенциал. Перед собой поставила следующую цель:

Цель – развитие художественно-творческой активности детей 3-7 лет в изобразительной деятельности посредством технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Для осуществления поставленной цели определила задачи:

Задачи:

1. Закреплять представления детей об основных цветах и смешивании их для получения нового цвета;

2. Закреплять представление детей о форме предметов, величине, строении, пропорциях;

3. Формировать умение наносить ритмично линии, штрихи;

4. Развивать умение составлять узоры в полосе, круге, квадрате;

5. Развивать композиционные умения и навыки детей при рисовании различных изображений.

При организации работы наметила следующие этапы: теоретический, практический и итоговый (результативный). В ходе теоретического этапа мною проведена работа по изучению методической литературы, анализу условий и мониторингу развития воспитанников.

Я внимательно изучила:

- соответствующие разделы основной программы ДОУ «От рождения до школы»;

- авторскую технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Данная литература обеспечила меня практическим материалом для использования в своей педагогической деятельности. Я выяснила, что технология В. В. Воскобовича помогает реализовать программные задачи «От рождения до школы»

Группа/

задачи 2я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Цветовосприятие Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, познакомить с оттенками розовый и голубой; Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы; добавить новые оттенки (коричневый, оранжевый, светло-зелёный);формировать представления о получении этих оттенков. Учить смешивать краски для получения для получения цветов и оттенков. Закреплять знания детей об известных цветах, познакомить с фиолетовым и оттенками (голубой, розовый, тёмно-зелёный, сиреневый, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветвлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). Постепенно подводитьдетей к обозначению цветов, включающих два оттенка жёлто-зелёный, серо-голубой или природные оттенки (малиновый, персиковый).

Композиционные умения Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, куст и т. д.) Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.

Чувства ритма Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Учить составлять простой узор на квадрате. Развивать умение располагать узор по форме круга, треугольника, упражнять в симметричном расположении элементов. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов.

Мною были проанализированы условия в группе для осуществления поставленных задач. В настоящее время в группе имеется специально отведённая предметно-развивающая зона, которая наполнена сказочными героями «Фиолетового леса», игровое панно «Фиолетовый лес», коврограф В. В. Воскобовича с его наполнением.

Работа по развитию цветовосприятия на занятиях по изобразительной деятельности начинается с младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного периода.

Я подобрала картотеку развивающих дидактических игр по выбранной мною технологии и разработала перспективное планирование на четыре возрастные группы дошкольного возраста : со 2ой младшей группы до подготовительной группы.

Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребёнку самостоятельно, под разумным руководством взрослого и с помощью определённых правил в игровой интегративной деятельности создавать продукт (предметное изображение или сюжетную композицию). Дошкольник в процессе осмысленной деятельности является творцом, способным к самостоятельному принятию решений. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнёром воспитанника и в форме дружеской поддержки передаёт ему свой опыт. Использование развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет существенно повысить интерес воспитанников к обучению.

Описываемая мною далее система работы с дошкольниками предполагает применение художественно-дидактических игр. Они влияют на развитие у воспитанников мышления и образных представлений, поскольку требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. В игровой деятельности, которая считается ведущей деятелностью, интенсивно развиваются зрительная память, глазомер, наблюдательность, воображение. В художественно-дидактических играх дети знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением. Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.

Используя в работе художественно-творческие игры, я учитывала, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое (занимательное). Во всех играх обязательно наличие игровой ситуации. Первоначально я прочитала воспитанникам познавательную сказку «Почему Фиолетовый лес» и выяснила в процессе беседы: понятен ли детям смысл «Фиолетового леса». Через некоторое время я ещё прочитала её и убедилась, что дети готовы участвовать в создании сказочного пространства, выполнять увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаться на происходящее.

Применяя целый спектр игр, относящихся к технологии В. В. Воскобовича, я также дополнительно использую разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры. Например, применяя такие игры как «Разложи листочки», «Осенний ковёр», «Весенний коврик», «Домик для Кохле», «Сделаем узор из листьев», «Шарфик для Кохле», где основная задача закреплять цвета, чередовать форму, величину и далее данные задачи я решала при использовании разных видов мозаики, магнитных игр, дидактического материала. Я подбирала такие игры «Зима в лесу», «Собери красивые цветочки», «Ёлочка», «Дорисуй фигуру» с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувство пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, узучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков. Решение перечисленных задач облегчало воспитанникам преодолевать трудности во время занятий по рисованию. Я использовала развивающие игры «Цыплята», «Красивый цветок», «Узнай и дорисуй», «Рисовальный конструктор», «Птичка из листьев», которые учит составлять изображения по частям и далее в рисовании использовать наработанный навык. Для закрепления данного навыка ещё использовали «Магнитные игры», «Пазлы», счётные палочки, где также составляли из деталей целостный предмет или простой сюжет. Одна из образовательных задач: учить смешивать краску для получения новых цветов. Для решения данной задачи подобрала развивающие игры «Апельсин», «Круги на воде», «Фи», «Голубой», «Стирка», «Неожиданная встреча», «Зонтики для гномов», «Чудо-цветик», «Весёлые краски», «Смешиваем цвета».

Для решения образовательной задачи: развивать композиционные умения и навыки детей при рисовании различных изображений, подобрала развивающие игры «Времена года», «Рисовальный конструктор», «Нарисуй портрет», «Птичка из листьев», «Город гномов», «Спасение ящерицы Аси», «Транспрт для гномов», «Ёжик», «Радуга в Фиолетовом лесу», «В лес гулять со мной иди».

В развивающих играх данной технологии отражены следующие признаки:

- элемент ожидания и неожиданности, у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре;

- элемент загадки, стимулирует творческую фантазию детей, создаёт проблемную ситуацию;

- элемент движения, смешивать, выкладывать, переставлять; данные действия с дидактическими и художественными материалами увлекают детей;

- элемент соревнования, способствует повышению творческой активности игры;

- элемент поиска и находки, детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов. Воспитанники приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (величина, пропорции, цвет, форма, строение, которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, аппликации или лепке. Такие игры дети с удовольствием создают сами. Это часто проявлялось в составлении сюжета на магнитной доске, используя магнитную мозаику. Или составляя узоры из раздаточного материала по математике (разноцветные геометрические фигуры) и изготовленных цветов разного цвета, размера и вида. Я использовала развивающие игры данной технологии как составляющую часть занятий по художественному творчеству. А также отражала в учебно-воспитательных планах во второй половине дня 1 раз в неделю.

Мониторинг развития проводится 2 раза : в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Результаты проводимого мною мониторинга:

Вторая младшая группа

Начало учебного года Конец учебного года Итого

Высокий уровень 1% 94%

62%

Средний уровень 54% 6%

Низкий уровень 45% 0%

Средняя группа

Начало учебного года Конец учебного года Итого

Высокий уровень 5% 84%

52%

Средний уровень 67% 15%

Низкий уровень 28% 1%

Старшая группа

Начало учебного года Конец учебного года Итого

Высокий уровень 24% 92%

45%

Средний уровень 60% 8%

Низкий уровень 16% 0%

Подготовительная группа

Начало учебного года Конец учебного года Итого

Высокий уровень 31% 95%

42%

Средний уровень 57% 5%

Низкий уровень 12% 0%

Как итог мною организованной и проводимой деятельности по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в течении четырёх учебных лет средний рост показателей составил 50%.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт значимый для каждого ребёнка мотив деятельности и обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности. Использование игровых приёмов обучения, обыгрывание образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому нравственному воспитанию.

Воспитанники моей группы являются участниками конкурсов по художественному творчеству:

Результат участия в конкурсах:

№ Ф. И. ребёнка Результат участия Уровень конкурса

1. Лещенко Алиса 2 место «Апликация в ладошках» рисунок Всероссийский

2021 год

2. Днепровский Артём 3 место «Апликация в ладошках» рисунок Всероссийский

2021 год

3. Русецкая Вероника 3 место «Апликация в ладошках» рисунок Всероссийский

2021 год

4. Коллективная работа участие «Рождественская открытка» рисунок Муниципальный

2021 год

5. Зюкова Саша диплом победителя «Мамины ладошки» рисунок Краевой 2022 год

6. Беймерт Настя участие «Мамины ладошки» рисунок Краевой 2022 год

7. Лазуткина София участие «Мамины ладошки» рисунок Краевой 2022 год

8. Русецкая Вероника участие «Мамины ладошки» рисунок Краевой 2022 год

9. Беймерт Настя 1 место «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

10. Жидких Арина 2 место «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

11. Ефремов Максим 3 место «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

12. Матвеев Андрей 3 место «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

13. Кочетков Костя Участие «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

14. Мамаев Миша Участие «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

15. Мухутдинов Дима Участие «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

16. Соловьёв Матвей Участие «Зубная фея» рисунок Всероссийский

2022 год

17. Беймерт Настя 2 место «Кто живёт на болоте?» рисунок Муниципальный

2022 год

18. Гуйдя Андрей 2 место «Кто живёт на болоте?» рисунок Муниципальный

2022 год

19. Русецкая Вероника 1 место «Любимый сказочный герой» рисунок Международный 2023 год

20. Беймерт Настя участие «Рождественская открытка» рисунок Муниципальный

2023 год

21. Велькина Мария 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

22. Русецкая Вероника 1 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

23. Галимьянова Камилла 1 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

24. Жидких Арина 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

25. Беймерт Настя 1 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

26. Лазуткина София 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

27. Лещенко Алиса 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

28. Мельник Диана 1 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

29. Поликарпова Злата 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

30. Зюкова Саша 2 место «Букетики» рисунок Всероссийский

2023 год

31. Беймерт Настя 1 место «Птичья столовая» рисунок Всероссийский

2023 год

32. Ефремов Максим 1 место «Сказочный дворец» рисунок Всероссийский

2023 год

33. Жидких Арина 1 место «Забота о животных» рисунок Всероссийский

2023 год

34. Зюкова Саша 1 место «Зайкин Новый год» рисунок Всероссийский

2023 год

35. Лазуткина София 1 место «Зимушка» рисунок Всероссийский

2023 год

Анализируя участие воспитанников в конкурсах, я определила что 68% воспитанников группы принимали участие. И как итог моей работы :

1 место – 12 воспитанников; 2 место – 10 воспитанников; 3 место – 4 воспитанника; участие – 9 воспитанников. С уверенностью могу сделать вывод, что поставленные мною образовательные задачи полностью решены и используваемая авторская технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» является эффективным средством в развитии художественно-творческой активности детей 3-7 лет в изобразительной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр по технологии В. В. Воскобовича»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 13:37
+96Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД