Ольга Абрамова
Опыт работы «Вместе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Минимум педагогических знаний, имеющийся в каждой семье, не всегда удовлетворяет требованиям современного общества. Поэтому, необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
Публикация «Опыт работы „Вместе с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Часто родителей интересует, как поел, поспал ребенок. Для них детский сад – место, где присматривают за детьми, пока взрослые работают. Никто не спорит – это исторический факт. Иногда, трудно объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, а необходимо общаться с ним, учить его наблюдать, думать, размышлять, уважать сверстников и взрослых, быть отзывчивым, доброжелательным. К сожалению, приходится признать тенденцию роста инфантильных, грубых, равнодушных родителей. Вследствие чего, имеем неуверенных, агрессивных, замкнутых детей. Как сложно бывает достучаться до некоторых пап и мам!
Справедливости ради, заметим, что есть и другие родители, которые постоянно интересуются новыми тенденциями образовательного процесса и принимают активное участие в совместной деятельности семьи и ДОУ. Соответственно и результаты: их дети активны, воспитаны, интеллектуально развиты, открыты и доброжелательны.
Как создать единое пространство для развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса? Нелегко педагогу находиться в таком положении: с одной стороны объяснять прописные истины, а с другой создавать условия для совершенствования, познания нового, интересного, раскрывать таланты каждого ребёнка, каждой семьи.
Для взаимодействия с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
1. доброжелательный стиль общения педагога и родителей, который предполагает позитивный настрой, корректность, независимо от сложившийся ситуации.
2.Индивидуальный подход.
Общаясь с родителями необходимо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Пригодится и человеческое, и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации. Важно не посеять ложную тревожность, неуверенность и страх, что негативно скажется на воспитании ребёнка. Как правило, проблемы любого характера решаются быстрее и эффективнее, если родители доверяют педагогу и понимают суть проблемы.
3.Сотрудничество или наставничество!
Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, но нельзя полностью исключить наставления, придерживаясь этических рамок.
4. Серьёзная подготовка.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное качество, а не количество отдельно взятых, не связных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на имидж педагогов, подорвать доверие к сотрудничеству ДОУ и родителей в целом.
5. Динамичность.
Взаимодействие с семьями воспитанников должно представлять собой мобильную систему, которая находится в постоянном развитии, способной быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Можно выделить несколько направлений работы.
Информационно – аналитическое направление.
1-й этап. На основе ежедневных наблюдений, диагностики, а так же анкетирования родителей, складывается картина специфики семьи, о сложившихся детско-родительских отношениях, психологических особенностях детей, об их интеллектуальных и физических возможностях.
В некоторых случаях родители твёрдо уверены, что неудачи ребёнка – это некомпетентность педагога: он несправедлив к ребёнку, не умеет разглядеть индивидуальность, а порой и гениальность. Убедить таких родителей и справиться с их детьми очень трудно. Ни что так не сближает людей, как разговор за чашкой чая. А если педагог придёт навестить приболевшего ребёнка, наладить контакты в неформальной обстановке, то это поможет сделать шаг навстречу друг к другу, выстроить определённый алгоритм действий по решению проблем.
Можно попросить родителей распечатать информацию для родительского уголка, памятку или анкеты для родительского опроса - это поможет опосредованно акцентировать внимание родителей на то, как и чем помочь ребёнку.
Говоря о причинах проблем, важно учитывать то обстоятельство, что одни родители не придают должного значения общению с детьми, а другие просто не знают или не умеют этого делать. Например, ребёнок не справляется с продуктивными видами деятельности. От родителей слышим - «весь в папу» или «нам это не дано». А у ребёнка просто слабые кисти рук! Достаточно приобрести необходимый спортивный инвентарь, материал для детского творчества - проблема частично решена.
2-ой этап информационно-аналитического направления представляет собой составление планов по работе с семьями, которых, например, мы условно объединили в группу «Шаг навстречу». Оно строится от общего к частному, то есть от коллективных мероприятий (3-4 раза в месяц) до недельных и ежедневных (индивидуальное общение, консультации по запросам родителей или педагогов в небольшой группе).
Педагогическое направление.
Первое, что видят родители, приходя в дошкольное учреждение – это информационная наглядность. Она может быть разной, но важна актуальность, краткость, ёмкость и доступность для родителей с разным образовательным уровнем. Спросом всегда пользуются памятки, буклеты, в которых заложен чёткий алгоритм действий по решению той или иной проблемы.
Так, например, частые ссоры детей, конфликтность нередко ставят в тупик взрослых: как правильно поступить, чтобы не навредить ребёнку, не испортить взаимоотношения с ним, а наоборот, сделать их более доверительными. Нам помогли, памятки, буклеты: «Как научить ребёнка общаться», «Игры на выплеск агрессии», «Как преодолеть застенчивость», «Принципы общения с агрессивным ребёнком», «Советы формирования адекватной самооценки».
Живое общение конечно остаётся приоритетным:
• ситуативный разговор,
• «Встречи с интересными людьми» (психолог, учитель школы, библиотекарь, медицинский работник и др. ,
• телефон доверия («Комплексного Центра социального обслуживания молодёжи»);
• семинары-практикумы (о безопасности «Берегиня», «Всё о здоровье», творческая мастерская «Наши руки не для скуки»);
• посещение открытых мероприятий (утренников, занятий, досугов); участие в городских конкурсах и спортивных соревнованиях.
У нас в группе большой процент детей с речевыми нарушениями. Провели цикл мероприятий:
- появился тематический стенд «Учимся говорить правильно». Родители
узнали о причинах, видах речевых нарушений, о том, какие речевые задачи необходимо решить к концу дошкольного возраста;
- продолжили общаться на семинаре - практикуме «Учимся играя», где учитель-
логопед ответила на интересующие вопросы и познакомила с приёмами артикуляции; воспитатели провели с родителями дидактические игры по развитию связной речи;
- «Развивающие странички» в родительском уголке периодически знакомили с новой
информацией: «Шарады. Ребусы. Кроссворды», «Как правильно заучивать стихи наизусть»; «Внимание: звуки и буквы!», «Умная шпаргалочка» (использование мнемодорожки и мнемотаблиц);
- консультации с группой «Шаг навстречу», ежедневное информирование о детских
трудностях и достижениях;
- использование «Игротеки» детского сада дома;
- индивидуальные беседы;
- памятки: «Добрые слова!», «Весёлый язычок», «Волшебные пальчики!
(пальчиковая гимнастика, «Играем вместе» (комплекс речевых игр в детском саду и дома).
В едином пространстве оказались все: и ребёнок, и педагоги, и родители. Вместе радовались общим успехам: научились контролировать произношение звуков, выразительно рассказывать стихи, понять как красив и разнообразен русский язык и сколько открытий ждёт впереди!
Появился некий алгоритм, при использовании которого можно было знакомить родителей с любым образовательным направлением : «Труд - красит человека», «Здоровье и спорт-жизни оплот», «Семейный климат», «Творческое начало». Родители получили полный «набор» теоретических знаний, практических навыков, которые могли в полной мере применить дома.
Так, например, для старшего дошкольного возраста актуальна тема «У школьного порога»:
• «Скоро в школу» - тематический стенд, где включены консультации «Левша»;
«Думать, рассуждать», «Как правильно выбрать учебное заведение»;
• «У нас в гостях» - встреча с учителем школы;
• «Готов ли ребёнок к школе» – круглый стол с педагогом - психологом ДОУ;
• «Телефон доверия» - общение со специалистами МУ «Комплексного Центра
по работе с молодёжью», посещение тренингов при необходимости;
• «Экскурсия в школу» - предварительное определение родителями будущего
учебного заведения для своего ребёнка;
• «Звуки - буквы», «Весёлые клеточки» - развивающие странички;
• «Что должен знать ребёнок» - памятка;
• «Состав числа», «Звуковой анализ слов», «Расскажи-опиши» - индивидуальные
консультации и практические занятия с родителями группы «Шаг навстречу».
Творческое направление.
Творчество предполагает полёт фантазий, даёт возможность проявить себя и почувствовать уверенность в себе. Нет определённых жёстких рамок: делай то, что умеешь, поделись своим опытом с другими и узнай о других подробней. Твори, пробуй - тебе всегда помогут, подскажут, поддержат.
Так, например, девочка всё время плачущая в ДОУ, неразговорчивая со сверстниками неожиданным образом раскрылась в конкурсе «Мурманчаночка». Подготовка требовала много времени, физических и материальных затрат. Определённый настрой педагогов, поддержка родителей сделали своё дело – мы были приятно поражены новым открытием - она стала победительницей!
Использование таких форм работы, как:
• семейные презентации «Ребёнок-зеркало семьи», «На природе всей семьёй», «Игра - это важно!»;
• выставка фотоальбомов: «Солнце-воздух и вода - наши лучшие друзья!», «Спорт в нашей семье!», «Мы - Мурманчане»;
• создание рукописных книг: «Рябиновый Мурманск», «Край, в котором мы живём», «У Лукоморья»;
• участие в проектах: «Хочу быть «Здоровячком»; «Мы пришли сегодня в порт», «Что мы Родиной зовём?»; «Лето в Мурманске»;
• спортивные состязания или конкурсы «Мурманчаночка», «Сверим наши струны», «Вернисаж талантов»; «Конкурс чтецов»; «День здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья».
• выпуск газет к праздникам: «Пожелания родителям», «Вот, что умеем»;
• участие в творческих выставках: «Осенние фантазии», «В гости к снеговику»;
• совместные выступления на праздниках: «День матери», «Папа может»
-даёт возможность преодолеть и детям и их родителям ненужную застенчивость, робость, неуверенность или наоборот, направить неудержимую энергию на интересные дела. Формирует активную жизненную позицию, дисциплинированность, а следовательно помогает решению задач социально-коммуникативного, нравственного характера, что очень важно в будущей школьной жизни.
Сочетая традиционные и новые формы сотрудничества с семьёй, мы постарались создать все условия для полноценного проживания детьми дошкольного периода, чтобы благополучно перейти на новый этап личностного развития, более сложного, но интересного. Только при грамотном взаимодействие друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.