Получи документы

Опыт работы воспитателя «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Кочурова Ольга
Опыт работы воспитателя «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

1. Введение

Главным из показателей хорошего физического и нервно - психического развития дошкольника является развитие его мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста естественным образом, а к подготовительному возрасту в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Сначала дети учатся хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем, подрастая, учатся держать ложку, карандаш. С взрослением моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук становиться намного больше. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Изобразительная деятельность для ребенка дошкольного возраста является самым интересным видом деятельности. Эта деятельность сочетает в себе лепку, аппликацию и рисование. Однако нетрадиционная техника «пластилинография» соединяет в себе лепку и рисование. «Пластилинография» - это рисование пластилином от «пластилин» - это материал, а «графия» - это изображать создавать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины пластилином, на картонной основе или любой другой горизонтальной поверхности (пластиковые крышки, стеклянная поверхность и т. д.) Работы в данной технике получаются объемные и выпуклые. Пластилин материал очень мягкий и пластичный, а также имеет огромную цветовую палитру. Цвета пластилина можно смешивать в нужные оттенки накладывая его друг на друга. В «пластилинографии» мы используем те же приемы раскатывания, оттягивания, отщипывания, что и в лепке. Главным инструментом в этой технике являются обе руки, отсюда следует что уровень умения зависит от того как дети владеют собственными руками.

Публикация «Опыт работы воспитателя „Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Пластилинография» - замечательный вид изобразительной деятельности по своим возможностям. Техника позволяет ребенку сделать картину более объемной, живой и выразительной, а еще дает детским пальчикам отличную мышечную нагрузку. «Пластилинография» - это та техника, которая не утомляет детей, а сохраняет работоспособность и активность на весь период, отведенный для выполнения задания. С помощью этой техники возможно найти индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желания. Использование данной техники в работе с детьми способствует развитию пространственного мышления, интеллектуальному развитию, способности свободно выражать свой замысел, развитию мелкой моторики, развивает уверенность в собственных силах. Именно поэтому для работы с детьми в своей группе я выбрала нетрадиционную технику рисования пластилином «пластилинографию».

2. Актуальность

Проблема развития мелкой моторики ребёнка всегда является актуальной для дошкольных образовательных учреждений. Детям с плохо развитой ручной моторикой зачастую не удаётся правильно удерживать такие предметы как ложка или карандаш, а в целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами. Комплекс занятий пластилинографией же позволяет не только развивать речь и интеллектуальные способности дошкольников, но в первую очередь способствует совершенствованию мелкой моторики рук.

3. Цель и задачи

Цель: применение комплекса занятий по пластилинографии для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучение материалов по пластилинографии и влияния данной техники на моторику ребёнка.

2. Создание системы занятий по пластилинографии с детьми в группе.

3. Создание условий, рабочей площадки для занятий пластилинографией в группе.

4. Обучение детей основным приёмам пластилинографии (размазывание, надавливание, вдавливание, отщипывание).

5. Обучение детей принимать поставленную задачу, слушать воспитателя и действовать согласно его указаниям.

6. Развитие интереса у ребёнка к данной дисциплине, процессу работы и её результатам.

7. Привлечение родителей к совместным занятия пластилинографией.

В начале года проводилась диагностика, результаты были не высоки, хотя некоторые успехи у нас уже были.

4. Образовательная деятельность с детьми

Процесс введения занятий пластилинографией в группе можно разделить на несколько этапов.

Для того чтобы работа в данной технике бала эффективна, нужно заинтересовать детей, следует начинать ее от легкого к более сложному. Не следует ставить перед детьми слишком трудные задачи, важно придать им уверенность в собственных силах и хвалить даже за не большие успехи в этой новой для них технике. Детское творчество должно радовать. Совместная работа по «пластилинографии» помогает наладить взаимоотношения в детском коллективе, а также формирует ответственность друг перед другом.

Этап первый

На данном этапе мы знакомим детей с техникой пластилинография : рассказываем о процессе создания картин с помощью данной техники, показываем технику работы, демонстрируем различные примеры работ, рассказываем о технике безопасности при работе с пластилином. Целью данного этапа является формирование у ребёнка интереса к пластилинографии, усвоение детьми теоретических знаний о работе в данной технике и зарождение мотивации к практическому обучению и, в дальнейшем, самостоятельной деятельности в рамках занятий пластилинографией. Итоги выполнения данного этапа работы : дети узнают о технике пластилинографии, её основным приёмам. С помощью визуальных материалов у детей складывается представление о том, как должна выглядеть работа, выполненная в рамках данных занятий.

Этап второй

На втором этапе выполнения программы по пластилинографии дети освоили основные приёмы пластилинографии : размазывание пластилина, соединение цветов, наложение их на рабочую поверхность, создание контура работы и т. п. Стоит отметить, что при обучении дети сумели выполнить работы по образцу, а также научились действовать по инструкции воспитателя.

Этап третий

Усвоив основные приёмы пластилинографии, дети получили возможность самостоятельно применить полученные знания, выбрав понравившуюся им композицию, цвета и возможные дополнительные материалы (бусины, веточки и т,д) Выполняя данный этап программы дети научились придумывать собственные сюжеты для картин в технике пластилинографии, проявлять творческую инициативу и работать самостоятельно.

Этап четвертый.

Этот этап комплекса занятий пластилинографией включил в себя выставку получившихся работ детей, рассказ об этих работах детьми непосредственно, их реакция на работы других ребят, оценка полученных знаний и практических навыков. Данный этап работы несёт в себе большую ценность, так как в процессе дети развивают навыки речи, учатся словестно выражать свои чувства и мысли, а также развивают своё критическое мышление, оценивая работы своих товарищей в группе.

Работа с родителями

Привлечение родителей к деятельности в детском саду, в том числе и творческой, также является важной частью образовательной программы дошкольников, поэтому ещё одной частью занятий пластилинографией стала совместная работа родителей, детей и воспитателя. Начать данный этап помогла моя деятельность по информированию родителей о данном комплексе занятий. Она включала в себя раздачу памяток о работе в технике пластилинография, оформление стендовой информации. Организация бесед с целью освещения проблемы развития мелкой моторики рук у детей и влияния данной техники на эти навыки. При работе с родителями были использованы различные формы мероприятий:

1. Родительское собрание

2. Стендовая информация

3. Просмотр презентаций

4. Информирование с помощью памяток

5. Совместная творческая работа родителей и детей

В ходе всех этих мероприятий родители стали ближе ознакомлены с информацией о развитии моторики у детей, а также стали больше времени уделять совместной творческой деятельности с ребёнком. Также стоит отметить то, что дети рассказывают родителям о занятиях пластилинографией, создают общие работы и демонстрируют их в детском саду.

Работа с педагогами

Работа с педагогами заключалась в трансляции опыта работы в технике пластилинография на муниципальном уровне в рамках стажировочной площадки. Были проведены мастер-классы по всем видам пластилинографии, а также показ презентации и раздача буклетов.

Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики с помощью пластилинографии была проведена диагностика, которая выявила положительные результаты проделанной работы. Выявилась положительная динамика развития мелкой моторики детей в сравнении с предыдущими показателями.

Заключение

В заключении проделанной работы в рамках выполнения комплекса занятий в технике пластилинография стоит отметить то, что поставленная цель, а именно - применение комплекса занятий для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста- была успешно выполнена.

Результаты выполненной работы :

1. Выяснено влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей.

2. Подобрана система творческой деятельности в рамках занятия пластилинографией.

3. Проведена совместная деятельность детей с воспитателем. Дети освоили технику пластилинографии, научились создавать индивидуальные работы в данной технике, а также оценивать работы других ребят в группе.

4. Успешно проведена совместная деятельность детей с родителями.

5. Проведена диагностика результатов проделанной работы, в ходе которой выявилась положительная динамика.

Данные результаты позволяют нам говорить о том, что использование техники пластилинографии действительно способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, а также развивает в ребёнке такие качества как речь, стремление к созданию индивидуальных творческих работ, умение сосредоточиться на определённом виде деятельности и следовать указаниям педагога, работать по шаблону и создавать собственные варианты композиций.

Моё мнение касательно перспектив такой техники, как пластилинография, очевидно - данная форма творческой деятельности имеет видимый положительный результат, привлекает внимание детей дошкольного возраста, а, следовательно, рекомендуется для последующей практики в других возрастных группах.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаДидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 22:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД