Марина Мозговая
Опыт работы «Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13
Усть - Кутского муниципального образования Иркутской области
«Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС в дошкольном образовании»
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Мозговая Марина Васильевна
Усть-Кут, 2017г.
Публикация «Опыт работы „Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС в ДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную
музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Разработка и реализация экологических программ сопровождаются:
- Р. I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Р. I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе)
Относительно новые формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ:
- электронные рассылки материалов
- онлайн конференции, семинары
- вебинары
- мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развития информационного общества.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам, стремление соответствовать им заставляет изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
Как же использовать компьютерные технологии в работе по экологическому воспитанию с дошкольниками?
1. Необходимо создать информационную базу данных - самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр, имеющих лицензию.
2. Классифицировать по разделам: животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, неживая природа и другие.
3. Обработать, усовершенствовать, тщательно анализировать.
4. Использовать полученную информацию в работе.
На занятиях, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.
Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.
Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры «Кто лишний», «Найди листок», загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их
Возможность интегрирования занятий экологии с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.
Эффективность использования компьютерных технологий на занятиях в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека.
Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.
Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые, интерактивные.
Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.
В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.
Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.
В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.
Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.
Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.
Например: «Подводный мир», «Экскурсия по озеру Байкал», «Удивительный космос», «Экскурсия в мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.
Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.
Сегодня ИКТ позволяет:
- показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и с родителями воспитанников.
Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск листовок, папок – передвижек, ширм, разработанных в программах Microsoft Office PowerPoint. В листовках лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т. д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, такие как «Прогулка с ребёнком», «Воздух в вашей квартире», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологический бумеранг», которые направлены на повышение экологического сознания взрослых и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.
Проявляется большой интерес родителей к информации в групповых родительских уголках. В помощь родителям в каждой группе детского сада оформляется информационный стенд экологического содержания, где помещаются статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Особой популярностью наравне с листовками, в работе по информированию родителей о работе детского сада по экологическому образованию дошкольников пользуются буклеты.
Изготовление буклетов не требует особых затрат, и при этом они достаточно информативны. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского сада по экологическому образованию детей.
Следующим важным элементом использования ИКТ для взаимодействия детского сада с родителями является проведение тематических родительских собраний с использованием инновационных педагогических технологий. Они носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области экологического воспитания детей. В группе детского сада проводились родительские собрания на экологическую тему такие как «Экология и мы», «Чудеса живой природы».
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада. Главной целью создания сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми по экологическому воспитанию открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.