Зейниб Чениб
Опыт работы Экспериментальная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ №5 «Калинка»
МО Тахтамукайский район
пгт. Энем
Чениб Зейниб Рамазановны
Тема «Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности».
2015г.
Меня зовут Чениб Зейниб Рамазановна.
Я воспитатель старшей группы №6 МБДОУ№5 «Калинка» п. Энем Тахтамукайского района.
Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Публикация «Опыт работы Экспериментальная деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Небо светло-голубое, солнце светит золотое
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и леса
Человек и время года!
Это все вокруг – природа!
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и не живой природе, их взаимосвязях. Наша задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Дошкольники – прирожденные исследователи, а экспериментирование –это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно- экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Очень эффективной инновационной формой работы по ФГОС, наряду с образовательной деятельностью, являются проекты.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
Расскажу немного о том, какие проекты нами были созданы.
Были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как:
Проект «Экспериментирование с воздухом»
Проект «Экспериментирование с песком»
Проект <Экспериментирование с водой>
Проект «Экспериментирование с магнитом»
В проекты вошли все направления работы дошкольного учреждения: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативное, игровая, физическая. Тему проекта, его форму и подробный план действия разрабатываем коллективно.
Основные действия при планировании проектной деятельности :
1. На основе изученных проблем детей определяем цель проекта.
2. Разрабатываем план достижения цели (обсуждаем план с родителями).
3. Привлекаем специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составляем план-схему проекта.
5. Собираем материал.
6. Включаем в план-схему занятия, игры и другие виды деятельности.
7. Предлагаем родителям домашнее задание для самостоятельного выполнения.
8. Представляем проект в виде презентации, открытого занятия.
Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Распределила опытно - экспериментальную деятельность по четырем направлениям.
1. Совместное (партнерское) деятельность педагога с детьми.
2. Образовательная деятельность в режимных моментах.
3.
Организованная образовательная деятельность.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Поставила перед собой цели:
1. Создание условий для формирования у детей реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта.
2. Взаимоотношение со средой обитания средствами физического эксперимента.
3. Умение делать выводы, сравнения, устанавливать причинно – следственные связи.
4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы для развития познавательных детско-родительских отношений.
5. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении эксперимента.
Для реализации данной цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Расширять представления у детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ: плавучесть, растворимость, сыпучесть.
3. Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное притяжение, отражение света.
4. Расширять представления о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении, создала предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован познавательный центр «Детская лаборатория почемучек», где собраны необходимые предметы «помощники» для экспериментирования.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Но одной соответствующей среды мало, так - как на множество возникающих в процессе деятельности интересующие вопросы, дошкольники самостоятельно ответить не могут.
Тут на помощь приходим мы, взрослые, которые помогают ребенку познать окружающий мир.
Здесь взрослый – не учитель, а наставник, равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.
1. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задача, которая должна быть решена. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи.
3. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Таким образом вдвое повысился уровень познавательного интереса у детей. Кроме того, родители стали активными участниками образовательных проектов, которые учат работать в команде. Помогают выработать свой алгоритм действия для достижения поставленной цели. Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, вовлечь родителей и других членов семьи в общеобразовательный процесс ДОУ.
Выводы: проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.
Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.
Подводя итог, хочу сказать, что утоляя жажду маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нем.
В заключение мне хочется сказать:
Дети – самое лучшее, что есть в нашей жизни.
А улыбка на лицах детей – это высшее проявление педагогической успешности. Она дает многое – обогащает тех, кто ее получает, делает счастливее тех, кто ею одаривает. Поздним вечером, когда я вспоминаю своих воспитанников, лицо мое озаряется улыбкой. Идти на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью, в этом я вижу высшее счастье и смысл жизни.
Свои чувства мне хотелось бы передать словами и стихотворением Г. П. Олейник. «Детская улыбка»
За детскую улыбку все отдам
Свое тепло, внимание, заботу.
Я, правда, благодарна небесам,
Что подсказали мне прекрасную работу.
За детскую улыбку все отдам
Награды, похвалу и уважение
В молитве славу Господу воздам
За то, что дарит это наслаждение!
Благодарю за внимание!