МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Валентина Лобанова
Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

В межаттестационный период (2011 - 2015г.) осуществляла методическую и педагогическую деятельность в МБДОУ Детский сад №22, в должности воспитатель.

За период работы в должности «воспитатель» основным направлением деятельности было : «Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности».

Федеральные государственные требования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Передо мною встал вопрос: как повысить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста?

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Старший дошкольник познает уже «большой мир». Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».

Теоретическое обоснование, в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной раскрывается сущность познавательного интереса как сложного психического образования, определяются стадии его развития : любопытство, любознательность, познавательная активность, интерес.

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

По общеизвестной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.

Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

В начале деятельности была поставлена гипотеза: если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Сформулированная гипотеза данной работы, дает основание определить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной проблеме;

2. Выявить и описать возможности технологии экспериментирования, как средства развития интереса;

3. Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса.

4. Внедрить в практику педагогическую технологию направленную на познавательное развитие.

В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

В течении межаттестационного периода моя работа строилась поэтапно.

На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме, познакомилась с книгой Е. А. Мартыновой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

На2-м этапе - изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности, подобрала диагностический материал для выявления уровня познавательного интереса детей.

На 3-м этапе - организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования, зоны познавательного развития. Разработала план работы с семьёй (см. приложение).

На 4-й этапе - подобрала картотеку опытов и экспериментов. Разработала перспективный план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы (см. приложение). Темы опытов распределены по одной на каждую неделю, с октября по май, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др.

5-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательного интереса средствами экспериментирования.

В ходе деятельности реализовывала примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, эффективно дополняла такими педагогическими авторскими технологиями: С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

А для выявления уровня познавательного интереса и для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использовала диагностику, уже существующие в дошкольной педагогике. Методами исследования являлись:

- диагностические методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой адаптированные к возрасту детей;

- наблюдение;

- метод математической обработки данных;

- Диагностика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

Результаты диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что выборы детей в группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%).

2 место – уголок художественно-эстетического творчества (25%).

3 место – уголок развивающей речевой среды (20%).

4 место – экспериментирование (15%).

Т. е. экспериментирование заняло последнее место (рис. 1).

Начало деятельности

Рис. 1. Отношение детей к экспериментальной деятельности.

Конец деятельности

Рис. 2. Отношение детей к экспериментальной деятельности.

Из данных диаграмм видно, что экспериментальная деятельность уступает только игровой, интерес детей к экспериментальной деятельности вырос :

игровой уголок (35%).

уголок художественно-эстетического творчества (20%).

уголок развивающей речевой среды (20%).

экспериментирование (25%).

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлены: центр экспериментирования «Мини- лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: различные емкости, шприцы, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль, микроскоп, губка, пенопласт, поролон, и т. д.

Также в уголке были размещены дневники наблюдений, которые заполняются после опытов, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянно подбирала и обновляла картотеку опытов, соответствующую возрасту. С помощью картотеки ребенок приступал к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогали цветные символы, сделанные в виде картинки в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека - «фигурка человека», воздух – «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п. Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Так же использовала информационные технологии.

Постоянным руководителем нашего уголка был персонаж-кукла «Всезнайка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса.

Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы

Свою деятельность строила в трех основных формах:

-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

-познавательные занятия с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования проводила, раз в неделю, но если у детей интерес к занятию велик, то мы продолжали занятие уже в игровой форме в свободное время. Этот показатель означал, что у детей возникает познавательный интерес к той или иной деятельности.

Провела открытое интегрированное занятие в детском саду на тему «Путешествие капельки». Цель занятия: Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использовала — это опыты. Их проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами, и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для этого подобрала картотеку опытов и экспериментов, которые также находятся в нашей мини лаборатории. Опыты я подбирала простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

В организации проведении опытов выделяется несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Были проведены такие занятий как: «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-картошечка», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и прибрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносил волшебную коробку с запахами, детям было предложено определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержит 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук» Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.

Во время прогулки проводила случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.

Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самим понаблюдать и найти ответ.

Все наблюдения в природе мы заносим в «календарь погоды», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, град и пр.)

Интересно проходят совместные мероприятия с родителями и детьми. Провела родительские собрания на темы: «Растим почемучек», Как поддерживать интерес у детей к экспериментированию». Подготовила консультации «Как развивать познавательные интересы дошкольников», «Как правильно организовать опыты». Были разработаны рекомендации для родителей: «Этапы организации опыта и эксперимента».

Итогом проведенной работы стало то, что у родителей появилось желание экспериментировать с детьми дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях, которые затем приносили в детский сад и делились полученными результатами со сверстниками.

Положительный результат проводимой работы показал диагностический материал, который я подобрала на первом этапе работы.

Диагностика на выявление уровня познавательного интереса у старших дошкольников проводилась на основе наблюдений, при проведении контрольных заданий в начале и конце года. Результаты диагностики показали следующие результаты: Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру осуществлялось в соответствии с показателями, выделенными Э. А. Барановой.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у старших дошкольников осуществлялась с помощью следующих игровых заданий:

1. Дидактическая игра «Отгадай предмет».

2. Дидактическая игра «Два домика».

3. Задание «Опиши картинку» (подробно с методиками можно ознакомиться в приложении).

Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников не достаточно высок. Результаты диагностики показали следующие результаты:

2012 -2013гг 2014 -2015гг

Рис. 2. Уровни развития познавательного интереса дошкольников

Таким образом, используя опытно – экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, по проведённой конечной диагностике, мы отмечаем положительную динамику в развитии уровня познавательного интереса (рис 2.).

По итогам выполненной работы можно сказать о том, что интерес детей это такое психическое образование в котором огромную роль играют взрослые. Взрослые направляют интерес ребенка в нужное русло, ведь детям дошкольного возраста интересно все, на что направили их внимание. И поэтому необходимо не упустить это время. Исходя из этого, я уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.

Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, в 2013г, разработала и успешно реализовала проект «Береги природу», направленный на развитие исследовательской деятельности детей. Итогом реализации данного проекта было: презентация «Красной книги», созданной детьми, с помощью рисунков редких животных Свердловской области нарисованных совместно с родителями. Проект занял 3 место в городской интеллектуально – творческой игре «ЭкоКолобок».

Также успешно были реализованы творческие проекты на темы: «Мир насекомых», «Птицы зимой», «Огород на окне», «Живой песок».

В ходе реализации проекта «Огород на окне», дети сажали горох, лук, укроп, редис, свеклу, огурцы, кабачок. Рассаду высаживали летом на грядки в огороде. Дети ухаживали за своим огородом, поливали и пропалывали. И в результате осенью собирали урожай. В ходе выращивания растений провели опыт : одну луковицу, посаженную в землю убрали в темное место и не поливали, а одну поставили на окно. В течение всего времени дети отмечали, что происходит с луковицами. В итоге был сделан вывод, что растения будут расти, если есть свет и вода. Каждый год с детьми весной сажали картофель, а осенью собирали урожай, который относили на кухню детского сада для приготовления пищи на обед.

Ожидаемый результат заключался в следующем:

1. Выведение детей на более высокий уровень познавательных интересов

2. Развитие у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

3. Обогащение предметно – развивающей среды.

4. Пополнение научно – методологической базы группы по данному вопросу.

Проанализировав результаты своей работы по теме : «Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Что подтверждается итоговой диагностикой. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

Количественные данные позволяют спланировать свою дальнейшую работу. Мониторинг позволяет говорить о развитии экспериментальной деятельности дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

1. повышение уровня развития любознательности и познавательных процессов;

2. совершенствование речевого развития дошкольников;

3. развитие личностных характеристик воспитанников;

4. углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

5. повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности Опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении.

Доклад «Развитие познавательного интереса через ознакомление с природой» (из опыта работы) На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного.

Мастер-класс на тему: «Развитие познавательных интересов детей, через опытно — экспериментальную деятельность» Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему: «Развитие познавательных интересов детей,.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность» Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностиРазвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. «Люди, научившиеся.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность. Самое лучшее открытие –это то, которое.

Развитие самостоятельности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Мне хотелось поделится с Вами, уважаемые коллеги, тем чем самой было интересно заниматься с ребятами в течении последнего года, посещения.

Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность В дошкольном образовательном учреждении основой музыкально- валеологической работы является формирование у детей культуры здоровья. Ее компонентами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 5 января 2017 в 19:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД