Виктория Руднева
Опыт внедрения программы «ПРО-детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт внедрения программы Про-детей (подготовительная группа)
Когда начинаешь новое, всегда есть страх, неуверенность, но при этом и огромное желание попробовать, посмотреть, что получится.
Лично меня заинтересовали «загадочные» технологии программы «ПРО-детей», внедряя которые мы сможем научить детей инициативе, самостоятельности, умению ставить цель, делать выбор и достигать цели; сделать детей активными, целеустремлёнными; ненавязчиво сформировать навыки счёта, письма, коммуникативные навыки, логическое мышление. Причём всему этому можно обучать детей без специально организованной формы, такой как «занятие», к которой мы очень привыкли и от которой трудно отстраниться. А самое главное, что все эти развивающие технологии, предполагают игровую форму.
Публикация «Опыт внедрения программы „ПРО-детей“» размещена в разделах
Первое, что я сделала, это пересмотрела среду, созданную в моей группе. Выделила активную, рабочую и спокойную зоны. Выделила место для группового сбора и начала создавать «говорящую» развивающую предметно-пространственную среду, в которой принимали участие все: педагоги и дети (по возможности привлекали родителей).
Дети с удовольствием принимали все новое и помогали своим участием. Такого рода участие в преобразовании среды вызывает у них чувство радости, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной деятельности.
Организация предметно-пространственной среды группы началась с определения центров активности, расположение их по правилу «соседства».
Разделение центров организовано с помощью передвижных полок. Каждый центр промаркировали по цвету, дополнили эмблемой-картинкой и подписали.
Центры мобильны и трансформируются в соответствии с поставленной образовательной задачей. Содержание и наполнение предметно-пространственной среды группы обогащается и обновляется. Конечно же, мы стараемся учитывать интересы мальчиков и девочек, возрастные особенности и предпочтения детей. Среда группы доступна и безопасна для детей.
Мы, как педагоги, сделали упор на индивидуализацию, так как это возможность участия ребёнка в формировании среды, понимание того, что каждый ребёнок важен в группе, каждый ребёнок уникален.
Организовано размещение детских рисунков и работ на уровне глаз детей.
Для организации выбора совместной деятельности, для обмена новостями и планирования работы определили место группового сбора.
Очень понравился нашим ребятишкам «Утренний и вечерний круг», когда мы уютно усаживались на ковре. Утром приветствуем друг друга, а вечером обсуждаем планы на завтрашний день. Постепенно в обсуждения стали включаться ребята, которые сначала были просто пассивными наблюдателями. Во время «Утреннего круга» мы начали внедрять «Линейный календарь».
Эта технология очень нравится детям. Сначала мы вместе изготовили календарь, изучили из чего он состоит. Сейчас уже есть определённая очередность, кто, когда и что делает из ребят: рисуют домики, отмечают особые события, пишут числа, дни недели. При изготовлении календаря используем символы. Каждое утро дети уже самостоятельно проводят работу по календарю.
Работа с календарём продолжается и дома (многие изготовили линейный календарь и отмечают в нём семейные события). По дороге домой или в детский сад дети обсуждают с родителями какой сегодня день недели, который по счёту день, начало или конец месяца и т. д. Мы убедились, что календарь помогает детям формировать навыки счёта, математические представления; в их речи появились слова «вчера», «сегодня», «завтра».
После совместного обсуждения и планирования деятельности дети приступают к выбору центра активности. Помогает выбрать деятельность «Круг выбора». Сначала детей интересовало только то, какого цвета достанется прищепка, и только постепенно выбор стал осознанным.
Форма «Кто первый?» помогает мирно решить вопрос с очерёдностью выбора центров.
Следующей технологией была «Загадка дня». Она поселилась на магнитной доске. Место, где расположить стенд с загадкой, ребята нашли сами, они сказали, что «надо её (загадку) видеть со всех сторон». Уже на следующий день дети самостоятельно подходили к загадке, обсуждали её и отгадывали.
В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики. Необходимо лишь подбирать задания таким образом, чтобы они были понятны.
Первую загадку я загадала о цвете одежды. Объяснила ребятам, где на стенде находятся вопрос, ответы, как её отгадать. В основном я использовала загадки для закрепления нового и повторения пройденного материала.
Сначала родители задавали вопросы: что это? для чего? Чтобы ответить на эти вопросы, мы разместили на стенде для родителей краткую информацию про «Загадку дня», и они стали ещё больше вникать в тему загадки, интересоваться, как их ребёнок ответил.
Технология «Парные коммуникации», работа в парах — важная часть развития речи ребёнка. Мы используем парные коммуникации при обсуждении новостей. Так, дети сначала рисуют новость, которой хотели бы поделиться с товарищами, а затем в парах обсуждают свои новости. В такой парной коммуникации мы используем картинки «ухо/рот». Дети учатся общаться, взаимодействовать.
Самым трудным для меня оказался метод "планирования работы в центрах активности". Вроде бы среда создана, но затруднения вызвало то, что дети вначале планируют свою деятельность в центрах, а затем некоторые из них не доводят свою деятельность до задуманного результата, до конца.
Сначала дети просто рисовали и их планы были не очень конкретные, но с помощью наводящих вопросов они начали задумываться о будущем деле и более детально его планировать. Мы заметили, что чем план подробнее, тем с большей вероятностью он будет осуществлён.
Использование цветных прищепок помогает ребёнку даже с рассеянным вниманием помнить, в каком центре он запланировал сегодня играть, и оставаться там. А блокноты помогают детям не растеряться и вспомнить, чем они занимались в предыдущие дни в центрах.
«Графическая практика» - это технология, основной задачей которой является подготовка руки к письму во главе которой стоит графический элемент. Детям очень нравится эта технология. Для её качественного проведения необходимы планшеты и маркеры для каждого ребёнка.
Важно повторять одну и ту же инструкцию для одного элемента, делать паузы после двух выполненных, доводить до конца листа, а также музыкальное сопровождение как сигнал к действию или его прекращению.
Изменения видны. На «Утреннем сборе» дети стали выбирать наиболее значимые, интересные новости, рассказывать их последовательно и кратко, выбирая только главное по смыслу и содержанию, научились планировать свою деятельность.
При внедрении программы «ПРО-детей» мы поняли и осознали самую важную вещь: то, что мы делаем, должно исходить из интересов и потребностей детей, которые ходят в нашу группу. И когда мы видим, как горят их глаза в ходе «проживания» темы проектов или как они рассказывают родителям интересные события сегодняшнего дня, мы понимаем, что работаем в правильном направлении!