Папки-передвижки

Опытническая работа в уголке природы

Наталья Гуськова
Опытническая работа в уголке природы
▼ Скачать + Заказать документы

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение или представление о взаимосвязи природы и человека.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Публикация «Опытническая работа в уголке природы» размещена в разделах

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков 1995г.).

Поисково-познавательная деятельность детей предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)

2) неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)

3) человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Занимательные опыты, эксперименты побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.

Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребёнка-дошкольника; развития личности и психического развития.

Работая над темой «Опытническая работа в уголке природы» мною были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В уголке-лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает тёплой, холодной, горячей, прозрачной, при низкой температуре превращается в лёд; не имеет вкуса, запаха; в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет и т. д.).

Все эти опыты предлагались от имени игрового персонажа Капельки, на первом этапе моделирующей проблемные ситуации, которые решали дети в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем учила детей самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

Уголок постепенно пополнялся разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками, трубочками и т. д.

Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, поэтому совместно с детьми их следует выработать.

Вот некоторые из них:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами на подносе;

- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

- уголок любит порядок : клади на место все материалы по окончании работы.

Кроме опытов с водой в уголке-лаборатории проводились опыты-эксперименты с магнитом, с зеркалом, с песком, с различными растениями. Дети выращивали лук на зелень, проращивали пшеницу для попугаев, черенковали комнатные растения. Также с помощью опытов выявляли условия, необходимые для роста и жизни растений.

Вместе с детьми были подготовлены карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведённых исследований фиксируются в дневниках наблюдений.

При экспериментировании ребёнок не просто усваивает знания, которые даёт ему взрослый, – он активно привносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.

Используемая литература:

1. «Неизведанное рядом», О. В. Дыбина; Москва 2002 г.

2. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»; А. И. Иванова, Москва 2004 г.

3. «Экологическое воспитание дошкольников», А. Н. Прохорова; Москва 2004 г.

Публикации по теме:

«Опыты с воздухом» Уважаемые родители!Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение.

Экспериментирование с песком и глинойЭкспериментирование с песком и глиной Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытническая работа в уголке природы
Опубликовано: 18 октября 2014 в 17:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытническая работа в уголке природы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуськова (УИ 256203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД