Папки-передвижки

Опытно-исследовательская деятельность в средней группе

Наталья Мандрыкина
Опытно-исследовательская деятельность в средней группе

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в средней группе» размещена в разделах

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

1. «У кого какие детки?».

Цель: научить детей выделять общее в строении семян овощей и фруктов (наличие ядрышка).

Побудить детей к названию строения семян овощей и фруктов.

2. «Изменение вкуса ягод при замораживании».

Цель: учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.

3. «Почему завял цветок?»

Цель:

4. «Слушай во все уши».

Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные. При помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами.

5. «Защитные свойства снега».

Цель: выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба.

6. «Лёд – твёрдая вода».

Цель: доказать, что лёд - тоже вода.

7. «Таяние и замерзание воды».

Цель: выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.

Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Свойства воды и снега: прозрачность,

текучесть, хрупкость, твёрдость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

8. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Цель: помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)

9. «Свет вокруг нас».

Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

10. «Металл: его качества и свойства».

Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

11. «Строим снежный город».

Цель: учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

12. «Угадай-ка».

Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

13. «Что нужно растениям для их роста».

Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения и необходимости тепла, света, влаги и удобрений для их роста.

14. «Растения в темной комнате и в светлой».

Цель: показать детям изменения внешнего вида листьев в темноте.

15. «Как спрятаться бабочкам?»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

16. «Опыт с муравьями».

Цель: показать детям, что муравьи выделяют кислоту.

17. «Почему птицы могут летать?»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

18. «Пузырьки – спасатели».

Цель: выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

19. «Рассматривание песка через лупу».

Цель: показать детям, из чего состоит песок, и как выглядят песчинки.

20. «Уличные тени».

Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

Публикации по теме:

План работы кружка «Почемучки» План работы кружка «Почемучки» во второй младшей группе «Земляничка». Руководитель воспитатель : Ерошина Е. И Пояснительная записка.

Кружок «Почемучки» Кружок «Почемучки» План работы кружка во второй младшей группе «Непоседы». Руководитель воспитатель: Орищенко И. А. Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность в средней группе
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 10:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД