Наталья Мандрыкина
Опытно-исследовательская деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
1. «У кого какие детки?».
Цель: научить детей выделять общее в строении семян овощей и фруктов (наличие ядрышка).
Побудить детей к названию строения семян овощей и фруктов.
2. «Изменение вкуса ягод при замораживании».
Цель: учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.
3. «Почему завял цветок?»
Цель:
4. «Слушай во все уши».
Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные. При помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами.
5. «Защитные свойства снега».
Цель: выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба.
6. «Лёд – твёрдая вода».
Цель: доказать, что лёд - тоже вода.
7. «Таяние и замерзание воды».
Цель: выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.
Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Свойства воды и снега: прозрачность,
текучесть, хрупкость, твёрдость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
8. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель: помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)
9. «Свет вокруг нас».
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.
10. «Металл: его качества и свойства».
Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
11. «Строим снежный город».
Цель: учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
12. «Угадай-ка».
Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
13. «Что нужно растениям для их роста».
Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения и необходимости тепла, света, влаги и удобрений для их роста.
14. «Растения в темной комнате и в светлой».
Цель: показать детям изменения внешнего вида листьев в темноте.
15. «Как спрятаться бабочкам?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
16. «Опыт с муравьями».
Цель: показать детям, что муравьи выделяют кислоту.
17. «Почему птицы могут летать?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
18. «Пузырьки – спасатели».
Цель: выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.
19. «Рассматривание песка через лупу».
Цель: показать детям, из чего состоит песок, и как выглядят песчинки.
20. «Уличные тени».
Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.
.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.