Папки-передвижки

Планирование по опытно-экспериментальной деятельности

Елена Шугаева
Планирование по опытно-экспериментальной деятельности

1 квартал (сентябрь-ноябрь).

1. Выяснения причины выхода червей во время дождя на поверхность земли.

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Материалы: земляные черви и земля, полстакана камешков для аквариума.

Ход: налить воды в стакан с камешками, пока их не закроет вода, объясните, откуда берутся пузырьки воздуха и почему они, потом перестают идти. Налить воды в банку с землей и червями пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Как черви реагируют на воду?

Публикация «Планирование по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Итоги: пузырьки воздуха в течение короткого времени выходят из камешков и из земли. Черви вылезают на поверхность.

Почему: вода вытесняет воздух из пустот в камешках и в земле, поэтому мы видим поднимающиеся из воды пузырьки воздуха. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идет сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей, они вылезают наружу в поисках кислорода.

2. Определение возможности проживания верблюдов в пустынях, неделями обходясь без воды.

Цель: показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

Материалы: зеркало.

Ход: подышите на зеркало.

Итоги: зеркало затуманивается, так как на нем оседает мельчайшие капельки влаги.

Почему: воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими животными, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воду через дыхание.

3. Определение возраста рыбы.

Цель: определить возраст рыбы.

Материалы: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.

Ход: положить чешуйки на бумагу, через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках, сосчитать светлые, более широкие кольца.

Итоги: число светлых колец равно возрасту рыбы в годах.

Почему? Как и годовые кольца, на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в году. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. В это время рост колец происходит за счет увеличения светлой прослойки, поэтому она намного шире темной полоски, образующейся зимой и растущей гораздо медленней. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

4. Выяснение причины храпа человека.

Цель: выяснить, почему человек храпит.

Материалы: вощеная бумага, ножницы, линейка.

Ход: вырежьте из бумаги 15-сантиметровый квадрат. Возьмите квадрат за края и прислоните его к губам. «Промычите» свою любимую песенку, а потом сделайте то же самое, но уже без бумаги.

Итоги: без бумаги песенка звучит естественней, а с бумагой появляется странный вибрирующий звук. Вощеная бумага щекочет губы.

Почему? Вы напеваете песенку, а бумага вибрирует. Храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких тканей во рту. Когда вы спите, сила тяжести тянет вниз язык, язычок и другие мягкие ткни, из-за чего дыхательные пути частично закрываются. Когда вы вдыхаете, воздух проникает внутрь через узенький проход и заставляет горло вибрировать. Этот вибрирующий звук и называется храпом.

2 квартал (декабрь - февраль).

1. Почему кажется, что звезды движутся по кругу.

Цель: установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Ход: вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой, зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги: на вращающемся бумажном круге появляются световые кольца.

Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно ее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

2. Вода защищает растения от низких температур.

Цель: показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры.

Материалы: два термометра, алюминиевая фольга, бумажные салфетки, два блюдца, холодильник.

Ход: сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием напальчника для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой.

Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показанием термометров каждые 2 минуты в течение 10 минут.

Итоги: термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой показывает более высокую температуру.

Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Как видно из показаний термометров, выделяемое тепло нагревает окружающее пространство. Таким образом, можно защитить растение от низких температур, поливая их водой. Однако этот метод не пригоден, когда заморозки продолжаются довольно долго или когда температура опускается ниже точки замерзания воды.

3. Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.

Цель: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.

Материалы: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Процесс: Внимание! Эксперимент можно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце, и не отражайте солнечные лучи в глаза людям.

Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Поместите зеркальце внутрь противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркальце.

Итоги: на бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Почему? Вода от поверхностного слоя до зеркала выполняет роль призмы. Призма - это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета - спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

4. Как работает термометр.

Цель: посмотреть, как работает термометр.

Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустите термометр в холодную воду, столбик начал опускаться.

Почему? Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке (холодная вода). Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

5. Замерзшая вода двигает камни.

Цель: узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Материалы: вода, пластилин, соломинка, морозильник.

Ход: опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком, верхнее отверстие соломинки, чтобы из носа не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозилку.

Итоги: одна из пластилиновых пробок выскочила, и из соломинки виден лед.

Почему? В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она двигает камни с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.

3 квартал (март - май)

1. Влияние силы тяжести на рост растений.

Цель: выяснить, как сила тяжести влияет на рост растений.

Материалы: домашнее растение, несколько книг.

Ход: положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положение листьев и стеблей.

Итоги: стебли и листья поворачиваются кверху.

Почему? В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести, ауксин концентрируется в

нижней части стебля. Эта часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.

2. Почему солнце можно видеть до того, как оно появится над горизонтом.

Цель: установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появится над горизонтом.

Материалы: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка книги, пластилин.

Ход: наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех, Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

Почему? Банка с водой позволяет видеть шарик, находящийся за стопой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего землю, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а также некоторое время после заката.

3. Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров.

Цель: выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Материалы: поместите одно растение на солнце, а другое в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет.

Итоги: растение, находящееся в шкафу стало бледнее по цвету и увяло.

Почему? Для того чтобы в растении произошла реакция фотосинтеза, нужен солнечный свет. Хлорофилл - зеленый пигмент, необходимый для фотосинтеза. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и умирает. Зеленые водоросли растут на глубине до ста метров или ближе к поверхности, где больше света, тем они зеленее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зеленые водоросли не растут.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Презентация «Центр опытно-экспериментальной деятельности» Цели опытно-экспериментальной деятельности 1. Развитие познавательной деятельности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Центр опытно-экспериментальной деятельности в средней группеЦентр опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север» .

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возра Сентябрь 1. «Узнаем, какая вода» Цель:.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь «Лето» Тема: На свету и в темноте Цель:Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений Материал:Лук,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» Oписание проекта «Огород на окне» Проблема: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи". Актуальность: Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Они.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окошке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Золотой ключик» с. Константиновка Краснокутского района Саратовской.

Занятие по опытно — экспериментальной деятельностиЗанятие по опытно — экспериментальной деятельности анятие по опытно - экспериментальной деятельности Подготовила воспитатель д/с «Светлячок» Белякова А. А. Тема: «Кораблик» Задачи: 1. Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 1 марта 2018 в 01:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД