Лучший педагог года

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Любовь Шевякова
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.

За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

основные цели задачи:

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

УСЛОВИЯ:

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия

1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)

2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

принципы:

Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:

• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

– элементарные опыты;

– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы

Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.

1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.

приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.

Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.

Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.

Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.

Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.

2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,

Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)

Дополнительное оборудование:

1. Планы карт летних маршрутов

2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.

3. Макеты времён года.

4. Глобус.

5. Знаки поведения в природе.

6. Халаты, клеёнчатые фартуки.

7. Картинки из красной книги редких животных и растений.

8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.

Разработки

• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.

• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.

• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»

• Демонстрационные знаки поведения в природе.

• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»

Работа с детьми

• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;

• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;

Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;

• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;

• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»

• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).

• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.

Работа с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).

• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»

• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».

• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).

• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)

Итог:

Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей,

Средний уровень — 4 детей,

Высокий уровень — 0 детей.

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок,

Средний уровень — 8 детей,

Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)

Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.

За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.

АТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

основные цели задачи:

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

УСЛОВИЯ:

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия

1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)

2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

принципы:

Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:

• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

– элементарные опыты;

– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы

Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.

1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.

приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.

Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.

Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.

Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.

Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.

2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,

Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)

Дополнительное оборудование:

1. Планы карт летних маршрутов

2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.

3. Макеты времён года.

4. Глобус.

5. Знаки поведения в природе.

6. Халаты, клеёнчатые фартуки.

7. Картинки из красной книги редких животных и растений.

8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.

Разработки

• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.

• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.

• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»

• Демонстрационные знаки поведения в природе.

• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»

Работа с детьми

• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;

• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;

Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;

• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;

• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»

• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).

• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.

Работа с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).

• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»

• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».

• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).

• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)

Итог:

Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей,

Средний уровень — 4 детей,

Высокий уровень — 0 детей.

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок,

Средний уровень — 8 детей,

Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)

Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2013 в 12:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД