Любовь Шевякова
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.
За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
основные цели задачи:
Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.
1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
УСЛОВИЯ:
Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия
1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)
2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
принципы:
Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:
• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)
• Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
– элементарные опыты;
– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы
Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.
1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.
приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.
Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.
Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.
Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.
Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.
2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,
Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)
Дополнительное оборудование:
1. Планы карт летних маршрутов
2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.
3. Макеты времён года.
4. Глобус.
5. Знаки поведения в природе.
6. Халаты, клеёнчатые фартуки.
7. Картинки из красной книги редких животных и растений.
8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.
Разработки
• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.
• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.
• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»
• Демонстрационные знаки поведения в природе.
• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»
Работа с детьми
• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;
• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;
• Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;
• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;
• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»
• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).
• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
Работа с родителями
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).
• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»
• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».
• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).
• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)
Итог:
Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.
Низкий уровень — 9 детей,
Средний уровень — 4 детей,
Высокий уровень — 0 детей.
После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.
Низкий уровень — 1 ребенок,
Средний уровень — 8 детей,
Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.
Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Заключение:
Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.
За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.
АТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
основные цели задачи:
Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.
1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
УСЛОВИЯ:
Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия
1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)
2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
принципы:
Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:
• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)
• Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
– элементарные опыты;
– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы
Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.
1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.
приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.
Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.
Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.
Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.
Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.
2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,
Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)
Дополнительное оборудование:
1. Планы карт летних маршрутов
2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.
3. Макеты времён года.
4. Глобус.
5. Знаки поведения в природе.
6. Халаты, клеёнчатые фартуки.
7. Картинки из красной книги редких животных и растений.
8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.
Разработки
• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.
• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.
• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»
• Демонстрационные знаки поведения в природе.
• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»
Работа с детьми
• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;
• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;
• Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;
• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;
• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»
• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).
• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
Работа с родителями
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).
• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»
• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».
• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).
• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)
Итог:
Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.
Низкий уровень — 9 детей,
Средний уровень — 4 детей,
Высокий уровень — 0 детей.
После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.
Низкий уровень — 1 ребенок,
Средний уровень — 8 детей,
Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.
Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Заключение:
Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.