Пелина Валентина
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Автор: Пелина Валентина Ивановна – воспитатель
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Характеристика и виды экспериментирования в ДОУ
2. Определение понятия детское экспериментирование.
3. Совместное проведение экспериментирования.
4. Выводы.
5. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своё м мастер-классе: «Умная сова». Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Главное достоинство игр-экспериментов заключается в том, что в процессе экспериментирования дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы. Китайская пословица гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Со второй группы раннего возраста (2-3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину и форму. В младшей группе (3-4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе (4-5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5-6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно- исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Эксперименты классифицируются:
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
-опыты с растениями;
-опыты с животными;
-опыты с объектами неживой природы;
-опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения:
-в групповой комнате;
-на участке;
-в лесу, в поле и т. д.
По количеству детей:
-индивидуальные (1-4 ребенка);
-групповые (5-16 детей0;
-фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
-случайные;
-запланированные;
-поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру познавательной деятельности :
-иллюстративные 9детям все известно, и зксперимент только подтверждает знакомые факты);
-поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
-решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
-демонстрационные (в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);
-фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей). Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования.
Оборудование для экспериментирования в ДОУ:
-уголок природы с разнообразными комнатными растениями
-специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
-природный материал (камешки, песок, семена)
-прочие материалы (лупы, термометры, весы)
-домашний огород
-дидактический материал
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой
науки, давайте скажем, что такое эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент- значит выполнять какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Молодцы! Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию. Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная, шкода
Спокойствия мишке не даёт,
А он ей всё прощает,
От досады чуть ли не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)
-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку находится озеро. Она подошла поближе и увидела, что в нем распускаются красивые цветы-лотосы. И ей захотелось посмотреть поближе. Проведём эксперимент Опыт «Цветы лотоса»
Цель: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Для эксперимента понадобится:
1. Бумажные цветы (лотосы)
2. Простой карандаш
3. Таз с водой
Сначала мы сделаем эти цветы. Для этого на шаблонах цветов мы карандашом закрутим каждый лепесток к центру. Опустите их в свой водоем (таз с водой) и немного подождем. Через небольшое количество времени, цветы распустятся. (ответы детей)
Вывод: это происходит по тому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Маша долго любовалась красивыми цветами, и проголодалась. В кармане у нее было два апельсина. Один себе, а другой она приготовила своему другу медведю. Пока она чистила себе апельсин, другой выпал из кармана и упал в озеро. Машу это очень расстроило, и она свой почищенный апельсин тоже бросила в воду. И что же она увидела? Один апельсин утонул, а другой находился на воде.
-Давайте поможем Маше понять – почему так?
Опыт-(Чудесный апельсин)
Цель: эксперимент, позволит доказать, что в кожуре есть воздух.
Для эксперимента понадобится:
1. Прозрачный таз с водой
2. Два апельсина (один из которых почищенный)
Ход:
Апельсин положили в воду: оказалось, что апельсин не тонет, а плавает в воде. Этому есть объяснения, в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Затем мы очистили апельсин, опустили в воду и стали наблюдать. Он утонул, потому что без кожуры апельсин тяжелее воздуха.
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: в кожуре апельсина содержаться пузырьки воздуха, поэтому апельсины в кожуре не тонут.
Воспитатель: - Посмотрев на это, Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт «Надувание мыльных пузырей»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Почему это произошло?
Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.
Уважаемые коллеги:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
В: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.