МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников ручной умелости при работе с бумагой

Светлана Ушакова
Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников ручной умелости при работе с бумагой

Экспериментальная работа была направлена на изучение возможности повышения уровня сформированности ручной умелости у дошкольников с помощью работы с бумагой. Для развития ручных навыков у детей мы использовали такой вид работы с бумагой, как аппликация. Выбор данного вида неслучаен, так как аппликация наиболее простой и доступный для дошкольника способ работы с бумагой. Так как формирование ручной умелости представляет собой, прежде всего овладение техническими умениями, позволяющими осуществлять деятельность с определенными материалам и инструментами, то именно такая техника как аппликация создает для этого наилучшие возможности. На материале аппликации можно именно формировать ручные навыки, в то время как более сложные техники работы с бумагой, требуют уже наличия достаточно развитых ручных навыков.

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников ручной умелости при работе с бумагой» размещена в разделах

Экспериментальное исследование было организованно на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников г. Фурманова. В исследовании принимали участие дети средней группы (4-5лет, в количестве 20 человек. Они были поделены на две экспериментальную группу (10 человек) и контрольную группу(10 человек) (Приложении 1). Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 года по май 2018 года.

Выбор возраста определяется тем, что именно в среднем дошкольном возрасте дети овладевают основной технологией создания аппликации. Они учатся использовать ножницы, применять различные техники вырезания, самостоятельно вырезать фигуры различных форм, приклеивать их на поверхность, создавать простейшие композиции. Таким образом, в процессе овладения технологией создания аппликации формируются основные компоненты ручной умелости.

Как мы указывали в теоретической части нашего исследования, ручная умелость включает в себя три основных компонента: умение работать с материалами и инструментами, умение воспроизвести с помощью движения форму предмета и умение осуществлять зрительный контроль за действием.

Рассмотрим, какие именно компоненты ручной умелости могут формиро-ваться при занятии аппликацией.

Согласно Примерной общеобразовательной программе дошкольного образовании «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) на занятиях аппликацией дети среднего дошкольного возраста должны научиться:

- правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- разрезать бумагу на короткие и длинные полоски:

- вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;

- аккуратно наклеивать. [27, 150]

Именно эти умения и положены в основу диагностики ручной умелости.

Основные задачи исследования:

-провести первичную диагностику уровня сформированности ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста;

-подобрать задания, составить и провести систему занятий по аппликации, направленных на развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста;

-проследить динамику развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста;

-сделать выводы.

Исследование проводилось в три этапа:

На констатирующем этапе эксперимента (октябрь-ноябрь 2017 г.) мы провели диагностику, нацеленную выявление исходного уровня сформированности ручной умелости. Исследование проводилось как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

На втором этапе (декабрь 2017 – апрель 2018) был проведен форми-рующий эксперимент, направленный на развитие ручной умелости у детей 4-5 лет. Контрольная группа занималась по методике, которая практиковалась педагогами до начала эксперимента. Детям экспериментальной группы была предложена специальная программа по аппликации, где большое внимание уделялось развитию мелкой моторики руки и формированию ручных навыков.

На контрольном этапе эксперимента (апрель-май 2018 г., для определения эффективности проведенной работы, в обеих группах была проведена повторная диагностика.

3.2. Констатирующий этап эксперимента

Для проведения диагностики ручной умелости у детей среднего до-школьного возраста необходимо было выработать показатели и критерии оценки уровня развития ручной умелости. Критерии были разработаны нами самостоятельно на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образовании «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и изучения теоретических работ по проблеме исследования. Нами была составлена диагностическая таблица и разработана оценочная шкала по каждому критерию.

Таблица 2

Критерии оценки уровня сформированности ручных умений у детей среднего дошкольного возраста

Диагностируемые умения и навыки Высокий уро-вень Средний уро-вень Низкий уровень

Умение пользо-ваться ножницами

-правильно держит ножницы;

- умеет разрезать по прямой;

- умеет вырезать предметы округлой формы;

Правильная хватка ножниц: большой и средний пальцы од-ной руки вставляет в кольца ножниц, ука-зательным- поддер-живает кольцо снизу. Отрезая бумагу по прямой линии, опус-кает ее вниз, одно-временно продвигая ножницы вверх. Над-резы выполнять кон-цами ножниц. Длин-ные линии вырезает средней частью лез-вия. Продвигая нож-ницы одной рукой, поворачивать бумагу другой рукой, чтобы добиться закругления детали. Вырезает де-тали точно по начер-ченному силуэту, не искажая формы. В основном пра-вильно захватывает ножницы, но всегда может сделать ров-ный надрез по пря-мой без зазубрива-ния. Испытывает затруднения при вырезании округлых форм, не всегда может вырезать точно по контуру Не умеет правильно захватывать нож-ницы, при выреза-нии не передвигает бумагу одновре-менно с ножница-ми, что приводит к сминанию и разры-ву бумаги. Не мо-жет сделать разрез по прямой одни нажимом ножниц, что приводит к за-зубриванию бумаги. Не может вырезать округлые формы и волнистые линии. Не может вырезать форму точно по контуру

Умение пользо-ваться клеем

- умеет пользоваться кистью;

- умеет правильно нанести клей на фи-гуру;

- умеет правильно распределить клей

Правильно держит кисть для клея, берет достаточное количе-ство клея. Хорошо смазывать клеем всю поверхность от сере-дины к краям, разно-сит клей без просве-тов. После заверше-ния работы кладет кисть на подставку. Выдерживает время, чтобы клей достаточ-но впитался.

Правильно держит кисть, не всегда бе-рет достаточное ко-личество клея. Не всегда соблюдает технологию нанесе-ния клея на поверх-ность, может остав-лять просветы. Не умеет правильно держать кисть, она часто выпадает из рук. Не может пра-вильно оценить, сколько взять клея. Не умеет правильно распределить клей по поверхности, остаются просветы и места с избыточ-ным количеством клея.

Умение наклеивать детали на лист

- умеет перенести смазанную деталь в нужное место;

- умеет правильно располагает детали на листе;

- умеет правильно выбрать силу нажи-ма на деталь;

- умеет наклеивать, не допуская зазоров

- умеет осуществлять контроль за выпол-нением работы. Может аккуратно перевернуть смазан-ный элемент и точно поместить на контур. Точно совмещает части, не допуска за-зоров. Умеет придер-живать совмещенные стороны одной рукой, прижимает в центре, аккуратно расправляет, не сдвигая. Прикрывает бумажной салфеткой, прижимает ладонью, не допуская смещения, убирает излишки клея. Наклеивает предметы в нужной последовательности. Может осуществлять самоконтроль, прове-рять симметрично ли располагаются дета-ли, прочно ли и акку-ратно они склеены, идентичны ли с об-разцом

Может аккуратно перевернуть эле-мент, но недоста-точно точно перено-сит его на лист. При совмещении деталей допускает незначительные зазоры. При прижимании к листу может слегка сместить детали. Наклеивает детали в нужно последова-тельности. В основ-ном может осущест-влять самоконтроль за ходом деятельно-сти, но нуждается в подсказках со сто-роны взрослого Не всегда может перенести смазан-ную деталь на бу-магу, роняет её. Не может наклеить точно на контур, при совмещении деталей оставляет зазоры. При при-жимании к детали допускает смеще-ние и сминание де-талей. Путает поря-док элементов, не умеет осуществлять самоконтроль и корректировать свою деятельность.

Шкала оценок

Высокий уровень развития навыка – 3 балла

Средний уровень развития навыка – 2 балла

Низкий уровень развития навыка – 1 балл

Обобщенные показатели оценки ручной умелости

Высокий уровень 9- 8 баллов

Средний уровень– 7- 5 балла

Низкий уровень –4- 3 балла

На этапе констатирующего эксперимента мы провели диагностическое исследование в обеих группах с использованием данной методики. Обследование проводилось в начале учебного года во время занятий по аппликации. Основным методом было наблюдение. Мы наблюдали за действиями детей во время занятий и оценивали ручные умения детей по выработанным критериям.

Результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблицах 3.1 и 3.2, обобщенные показатели на диаграммах 1 и 2.

Таблица 3.1

Результаты диагностики уровня развития ручной умелости у детей эксперименталь-ной группы (констатирующий этап)

№ п/п Ф. И.

ребенка Умение пользо-ваться ножни-цами Умение пользо-ваться клеем Умение наклеи-вать детали Обобщенный показатель

1. Максим А. 3 3 2 8

2. Игорь Б. 2 2 2 6

3. Аня Б. 1 2 2 5

4. Настя В. 1 1 1 3

5. Саша В. 2 2 1 5

6. Дима Г. 1 2 2 5

7. Марина Г. 1 2 1 4

8. Ника С. 1 2 2 5

9. Катя Ш. 1 2 1 5

10. Денис Ц. 1 1 1 3

Рис. 1

Обобщенные показатели уровня развития ручной умелости у детей экспериментальной группы (констатирующий этап) (%)

Проанализировав результаты, полученные в экспериментальной группе, мы хотели бы отметить, что только один ребенок(10%) (Максим А.) имеет высокий уровень развития ручной умелости. Он хорошо владеет ножницами, может вырезать по прямой и с закруглением, умеет правильно держать кисть для клея, берет достаточное количество клея, равномерно распределяет его по поверхности. Максим может аккуратно перевернуть смазанный элемент, точно поместить на контур, при совмещении не допускает зазоров, может осуществлять контроль за своей работой.

Основная часть детей (60%) имеет средний уровень развития ручной умелости. Они испытывают трудности при работе с ножницами, особенно при вырезании круглых деталей и волнистых линий. Дети данной группы испытывают затруднения при приклеивании деталей на поверхность листа: они не могут точно приклеить детали, из-за чего образуются зазоры, часто при прижимании смещают детали и сминают бумагу. Навыки самоконтроля у них развиты недостаточно, они нуждаются в помощи со стороны взрослых

В экспериментальной группе обнаружено 3 ребенка (30%, которые имеют низкий уровень развития ручной умелости. Такие дети с трудом справляются с ножницами: не могут их правильно захватить, путают расположение пальцев, рука у них находится в напряженном состоянии. При вырезании по прямой они делают несколько надрезов, из-за чего края получаются неровными, бумага надрывается. Детали округлой формы они вообще не смогли вырезать. Эти дети испытывали затруднения при работе с клеем, они не могли взять нужно количество, перенести клей на элемент, часто брали излишнее количество и клей капал на бумагу. При наклеивании они не могли точно перенести фигуру на лист, нарушали композицию, сминали и смещали фигуры при наклеивании, не могли скоординировать работу обеих рук, были неаккуратны и неловки.

Результаты диагностики уровня развития ручной умелости при создании апплика-ции у детей контрольной группы (констатирующий этап)

№ п/п Ф. И.

ребенка Умение поль-зоваться нож-ницами Умение поль-зоваться клеем Умение на-клеивать детали Обобщенный показатель

1 Вова А. 2 2 1 5

2. Витя И. 2 2 1 5

3. Аня Д. 3 3 2 8

4. Сережа П. 1 1 1 3

5. Галя Р. 2 2 2 6

6 Таня Р. 2 2 2 6

7. Петя С. 2 2 1 5

8 Коля Т. 2 2 1 5

9 Настя ф. 2 2 1 5

10. Оля Ш. 1 1 1 3

Рис. 2

Обобщенные показатели уровня развития ручной умелости при создании аппликации у детей контрольной группы (констатирующий этап) (%)

Проанализировав результаты, полученные в контрольной группе, мы хотели бы отметить, что только один ребенок(10%) (Аня Д.) имеет вы-сокий уровень развития ручной умелости. Она хорошо владеет ножницами, умеет пользоваться кистью для клея, не испытывает значительных затруднений при наклеивании деталей на лист.

Основная часть детей (70%) имеет средний уровень развития ручной умелости. Они, так же как и дети из экспериментальной группы, испытывают трудности при работе с ножницами, особенно при вырезании круглых деталей и волнистых линий, а также затруднения при приклеивании деталей на поверхность листа.

В контрольной группе обнаружено 2 ребенка (20%, которые имеют низкий уровень развития ручной умелости. Такие дети с трудом справляются с ножницами, При работе с клеем, они не могли взять нужно количество, перенести клей на элемент, При наклеивании они не могли точно перенести фигуру на лист, нарушали композицию, не умеют точно приклеивать детали, не оставляя зазоров.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента мы выяснили, что большинство детей среднего дошкольного возраста имеет средний уровень развития ручной умелости. Дети недостаточно хорошо владеют ножницами, они испытывают трудности при вырезании прямых и округлых линий. Данные результаты объясняются тем, что в данном возрасте дети только начинают овладевать этим инструментом, идет усвоение первичных технических компонентов. Наше исследование проводилось в начале учебного года, когда только начиналось обучение технологии вырезания. Большинство дошкольников, принявших участие в данном исследовании, уже умело пользоваться кисточкой и клеем, так как занятия по аппликации, которые проводились в младшей группе, включали такую работу. Однако часть детей испытывало затруднения с выбором нужного объема клея и, особенно с его нанесением на поверхность. Эти дети неправильно наносили клей на поверхность, оставляли не промазанные места или наносили клей в избыточном объеме. Достаточно серьезные затруднения у детей возникали в процессе на-клеивания, они не могли точно наложить фигуру на контур, смещали её, допускали сминание, что говорит о недостаточном уровне развития мелкой моторики руки и сенсомоторной координации. Контроль движениями и процессом создания композиции детям давался с трудом.

Выявленные проблемы и определи основные направления работы на этапе формирующего эксперимента.

3.3. Формирующий этап эксперимента

Цель формирующего этапа эксперимента : развитие мелкой моторики рук и ручной умелости детей среднего дошкольного возраста посредством занятий по аппликации.

В основу работы по формированию ручной умелости у детей были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, мы составили план работы по данной проблеме, который предполагал решение следующих задач:

разработка и проведение занятий по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста;

– совершенствование ручных навыков дошкольников в процессе занятий по аппликации;

– совершенствование навыков работы с бумагой, ножницами, клеем;

- развитие сенсомоторной координации, произвольности движений.

Помимо формирования ручных умений проводимые занятия способствовали развитию сенсорики, воображения, творческих способностей детей. В процесс проведения занятий проводились также упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальчиковая гимнастика (Приложение 2) [3,30,40]. Отслеживалась техника выполнения заданий, специфика использования материалов и инструментов, проводилось наблюдение за моторными навыками. Своевременно осуществлялась коррекция неправильных ручных действий, чтобы у детей не закрепились непродуктивные способы их выполнения. На занятиях технические задания повторялись, так как ставилась задача по формированию навыка, усвоению общего способа выполнения действия, овладения алгоритмом работы с инструментами и выполнения аппликации. (Приложение 3)

На этапе формирующего эксперимента мы провели 10 занятий по ап-пликации с детьми экспериментальной группы. Занятия проводились в период с декабря 2017г. по апрель 2018 г, два раза в неделю. В основу программы формирующего эксперимента были положены занятия по аппликации, предложенные Г. С. Швайко [42,43]

Таблица 4

Система занятий по аппликации, направленная на развитие ручной умелости

В процессе работы мы стали отмечать, что дети стали боле свободно обращаться с инструментами и материалами, они стали переходить от ручного контроля к зрительному, движения их стали более координированными. Все дети научились вырезать прямые линии разной длины, могли без серьезных затруднений вырезать плавные линии и округлые детали. Детям, которые испытывали серьезные трудности на этапе констатирующего эксперимента при работе с ножницами (Настя В, Катя Ш, Денис Ц., мы предлагали дополнительные технические упражнения и задания на развитие мелкой моторики рук (Приложение 5).

В ходе проведения экспериментальной работы мы также отметили, что дети стали более точно вырезать детали и аккуратно их наклеивать, что говорит о хорошем уровне мелкомоторных навыков. Внимание детей постепенно переключалось с технологии выполнения деятельности на результат, что является показателем хорошей ручной умелости. Большинство детей уже могло осуществлять самоконтроль, а некоторые (Максим А., Саша В) и самостоятельно корректировать свою деятельность, соотносить получены результат с образцом.

Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы мы пришли к выводу, что в процессе проведения занятий по аппликации, ориентированных на формирования ручной умелости наблюдается динамика в уровне данного умения. Дети стали свободно владеть инструментами, осуществлять точные и аккуратные движения, координировать работу обеих рук. Контроль стал постепенно перемещаться с процесса деятельности на результат, что является одним из показателей сформированности навыка. Дети могли уже сами контролировать свои действия, а некоторые и своевременно корректировать их в соответствии с образцом

Чтобы проверить точность и достоверность наших наблюдений и убедить в эффективности нашей работы, мы провели повторное исследование в обеих группах.

Контрольный этап эксперимента

После проведения формирующего эксперимента, мы провели повторно обследование детей экспериментальной и контрольной групп с помощью той же методики, которая использовалась на констатирующем этапе эксперимента. Целью исследование было выявление эффективности проведенной нами работы.

Результаты повторного исследования представлены в таблицах 5.1. и 5.2. Обобщенные данные в диаграммах 3 и 4.

Таблица 5.1

Результаты диагностики уровня развития ручной умелости у детей экспериментальной группы (контрольный этап)

№ п/п Ф. И.

ребенка Умение пользо-ваться ножни-цами Умение пользо-ваться клеем Умение наклеи-вать детали Обобщенный показатель

1. Максим А. 3 3 3 9

2. Игорь Б. 2 3 3 8

3. Аня Б. 2 2 1 5

4. Настя В. 1 2 2 5

5. Саша В. 2 3 3 8

6. Дима Г. 2 2 2 6

7. Марина Г. 2 3 3 8

8. Ника С. 2 2 2 6

9. Катя Ш. 2 2 3 7

10. Денис Ц.

1 2 2 5

Рис. 3

Обобщенные показатели уровня развития ручной умелости у детей экспериментальной группы (контрольный этап) (%)

Проанализировав результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента, мы установили, что высокий уровень развития ручной умелости имеют 40%. Эти дети вполне овладели ножницами, умеют осуществлять разные виды вырезания из бумаги. Они умеют работать с клеем, создавать композиции из бумаги довольно высокого качества. Они могут сами контролировать свою деятельность, у них хорошая сенсомоторная координация, они могут сопоставлять созданный продукт с образцом и вносить коррективы в свою деятельность.

Основная часть детей (60%) имеет средний уровень развития ручной умелости. Несмотря на то, что ручные навыки этих детей тоже улучшились, они все еще испытывают некоторые трудности при работе с ножницами, особенно при вырезании круглых деталей и волнистых линий. При приклеивании деталей, у них иногда возникают проблемы с подгонкой деталей, они не всегда могут приклеить их близко друг к другу, иногда при нажиме они сминают детали и смещают их с места.

Детей с низким уровнем ручной умелости в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента нет.

Таблица 5.2

Результаты диагностики уровня развития ручной умелости при создании апплика-ции у детей контрольной группы (контрольный этап)

№ п/п Ф. И.

ребенка Умение поль-зоваться нож-ницами Умение поль-зоваться клеем Умение на-клеивать детали Обобщенный показатель

1 Вова А. 2 2 1 5

2. Витя И. 2 2 1 5

3. Аня Д. 3 3 2 8

4. Сережа П. 1 1 1 3

5. Галя Р. 2 2 2 6

6 Таня Р. 2 2 2 7

7. Петя С. 2 2 1 5

8 Коля Т. 2 3 2 7

9 Настя ф. 2 2 1 5

10. Оля Ш. 1 2 2 5

Рис. 4

Обобщенные показатели уровня развития ручной умелости при создании аппликации у детей контрольной группы (контрольный этап) (%)

Проанализировав результаты, полученные в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента, мы констатировать, 10% имеют высокий уровень развития ручной умелости, 80% средний, 10% низкий.

Сравним данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в обеих группах.

Рис 5

Сравнительный анализ уровня развития ручной умелости при создании аппликации у детей экспериментальной группы (%)

Рис 6.

Сравнительный анализ уровня развития ручной умелости при создании аппликации у детей контрольной группы (%)

Таким образом, важно констатировать, что вследствие проведения занятий по аппликации, упражнений на развитие мелкой моторики руки, пальчиковых игр у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в уровне развития ручной умелости. Если на начальном этапе только один ребенок (10%) имел высокий уровень развития ручной умелости, то на контрольном этапе выявлено 3 человека (30%). Эти дети не испытывают затруднений при работе с ножницами, они могут создавать аппликации высокого качества, их внимание уже переключено с процесса создания продукта на его результат.

Количество детей со средним уровнем развития ручной умелости не изменилось (60%, но следует отметить, что в данную группу перешли все дети, которые на констатирующем этапе эксперимента имели низкий уровень развития исследуемого качества. У 80% данной группы умение пользоваться ножницами находится на среднем уровне, а на констатирующем этапе таких детей было только 60%.

В контрольной группе дошкольников изменений уровня ручной умелости не произошло.

В экспериментальной группе в начале исследования было выявлено 30% детей с низким уровнем ручной умелости. Этот показатель достаточно высок - детей группы. 70% детей имели средний уровень ручной умелости и только 10%(1 человек) – высокий. Качественный анализ показал, что у большинства детей имеются трудности при работе с ножницами, особенно при вырезании предметов округлой формы. Также дети испытывали затруднения при наклеивании деталей, они смещали детали, оставляли зазоры, иногда путали последовательность наклеивания, с трудом могли осуществлять самоконтроль.

В связи с этим была составлена и проведена система занятий по аппликации, направленная на повышение уровня сформированности ручной умелости. Кроме того с детьми проводились задания на сенсорику, формирование техники работы с инструментами, игры на развитие мелкой моторики рук и пальчиковая гимнастика.

Результаты контрольного этапа эксперимента доказали позитивную направленность проведенной работы. У детей экспериментальной группы значительно выросли показатели уровня ручной умелости. Количество детей с высоким уровнем выросло с 10%, до 40%, не осталось дошкольников с низким уровнем. У детей контрольной группы серьезных изменений в уровне развития исследуемого качества не произошло, всего 10% имеет высокий уровень развития ручной умелости (как на констатирующем, так и на контрольном этапе эксперимента). Все это свидетельствует о результативности и эффективности проведенной нами работы по формированию ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста с помощью работы с бумагой.

Публикации по теме:

Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Пояснительная записка Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ребёнок-дошкольник активно стремится.

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. А. Сухомлинский Детское экспериментирование является одним из.

Мастер-класс для педагогов «Айрис-фолдинг — средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Тема: «Айрис- фолдинг- средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства.

Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей Программа опытно-экспериментальной работы по применению ТРИЗ – технологии в практики дошкольной образовательной организации Современное.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 2.1. Изучение речевого развития детей в условиях.

Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет»Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет» Цель: рассмотреть на опыте изменение окраски воды. Задачи: - Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении.

Презентация на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Презентация на тему: «Опытно-экспериментальна деятельность старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна.

Развитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровьяРазвитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровья Приобщать детей к лепке из глины можно с 1,5 - 2 лет. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, координацию движений рук, а также.

Советуем родителям «Игры для развития ручной умелости» Игры на развитие ручной умелости Игры с пипеткой Приготовьте пластмассовый поднос, пузырек с водой, подкрашенной свекольным соком, блюдце,.

Выступление на РМО «Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками необходимость и значение» Слайд 1 Тема нашего метод. объединения «Опытно – экспериментальная работа со старшими дошкольниками- необходимость, значение» Слайд 2 Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников ручной умелости при работе с бумагой
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 20:21
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД