Татьяна Кузьминова
Конспект занятия «Путешествие по Африканской пустыне». Опыты и эксперименты с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект специально – организованной деятельности.
Тема: «Путешествие по Африканской пустыне».
Цель: Познакомить детей с климатической зоной – пустыня.
Познакомить детей с песком и его свойствами.
Методические приемы:
Показ иллюстраций, объяснение воспитателя показ видеофильма о пустыне. Опыты с песком. Индивидуальная работа с детьми. Подведение итогов занятия.
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по Африканской пустыне“, Опыты и эксперименты с песком» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Пустыня
- Темочки
Иллюстрации с и видеоролики с изображением пустыни. Раздаточный материал для каждого ребенка. Песок сухой и влажный. Гранит, лупа, воронка с фильтром, колба, черный картон, мини – песочницы, песочные часы.
Предварительная работа:
«Путешествие» в Африку. Просмотр видеофильмов о пустыне.
Кружочек.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами вернулись из Африки. У нас с вами было увлекательное путешествие. Давайте поиграем в игру «что мы видели в Африке». Ребята, а мне запомнилась
Африканская пустыня. Куда не посмотри – песок. Красиво и очень необычно. Вы знаете, мне
Этот песок так понравился, что я решила взять с собой немного песка.
А вы хотите узнать, откуда берется песок? Тогда давайте пойдем с вами в нашу лабораторию. Помощью приборов и оборудования, которые в ней находятся, познакомимся со свойствами песка».
Опыт 1.
В лаборатории воспитатель показывает детям гранит и объясняет, что под действием солнца ветра и воды гранит начинает разрушаться на мелкие крупинки – кварц. А из этих крупинок
получается песок.
Дети рассматривают кусочек гранита со всех сторон.
Воспитатель раздает детям картон, на который насыпан песок.
Дети рассматривают песок под лупой.
Воспитатель задает вопросы:
- Какого цвета песчинки?
- Какого они размера?
- Есть ли между ними расстояние и пространство?
Предполагаемые ответы детей:
- Песчинки разного цвета они не скреплены между собой и размером одни больше, чем другие.
Опыт 2.
Воспитатель раздает детям сухой и влажный песок и предлагает сравнить и ответить на вопрос,
-Чем отличается влажный и сухой песок?
Предполагаемые ответы детей:
- Влажный песок темнее сухого, влажный песок тяжелее.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт и определим можно, ли пересыпать влажный песок?
Воспитатель раздает детям песочницы с влажным и сухим песком.
Дети пытаются пересыпать влажный песок и определяют, что влажный песок не сыпется.
Воспитатель предлагает детям попробовать слепить из влажного песка какую – нибудь фигуру.
Дети лепят разные фигурки из влажного песка.
Затем дети проводят такой же опыт с сухим песком и. делают вывод, что сухой песок обладает таким свойством, как сыпучесть.
Опыт 3.
Воспитатель предлагает детям провести следующий опыт :
В колбу ставится воронка с фильтром и в воронку засыпается песок. Сверху наливается вода.
- Что мы можем наблюдать?
Дети наблюдают за тем, как вода стекает сквозь песок в колбу.
Дети делают вывод, что песок пропускает воду.
Опыт 4.
Воспитатель предлагает детям насыпать песок в стакан с водой, и размешиваем его.
- Что мы видим?
Дети отвечают, что пасок осел на дно стакана, и делают вывод, что песок не растворяется в воде.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, где люди применяют песок. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает, что песок применяется при строительстве домов, с добавлением песка делают посуду, стекло. Из песка и глины делают кирпич. В гололед песком посыпают улицы, чтобы не было скользко. Показывает песочные часы, предлагает подумать и ответить на вопросы:
- Где применяются песочные часы и на каком свойстве песка основано их действие.
Дети отвечают, что песочные часы используются в больницах, лабораториях и т. д. в их работе используется такое свойство песка, как сыпучесть.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия :
«Сегодня на занятии мы узнали, что почва в пустыня состоит из песка. Песок имеет такое свойство, как сыпучесть. Песок пропускает воду, влажный песок лепится и он тяжелее сухого.
Песок не растворяется в воде».
В заключение воспитатель предлагает детям немного поиграть с песком, вылепить из него разные фигурки.