Юлия Верзунова
Опыты с водой, воздухом, растениями
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты с водой (блок «Волшебница вода»):
• Путешествие «Капитошки» (испарение воды);
• «И холод, и тепло» (дети отмечают, где быстрее исчезает вода, – там, где тепло, или там, где холодно);
• «Вода – прозрачная»;
• «Вода – растворитель»;
• «У воды нет вкуса»;
• «У воды нет запаха»;
• «Лед – твердая вода»;
• «Пар – это тоже вода»;
• «Вода жидкая, может течь»;
• «Лед легче воды»;
• «Как очистить воду»;
Публикация «Опыты с водой, воздухом, растениями» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
• «Растения пьют воду»;
• «Какие материалы пропускают воду»;
• «Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении».
Опыты с воздухом:
• «Что в стакане?»;
• «Ветер – движение воздуха»;
• «Нагревание и охлаждение воздуха»;
• «Мыльные пузыри»;
• «Движение бумажных полосок»;
• «Волны на море»;
• «Барханы»;
• «Пламя загрязняет воздух»;
• «Как обнаружить воздух в помещении»;
• «Воздух нужен для жизни»;
• «Как рождается воздух».
Опыты с растениями:
• «Прорастание семян в воде»;
• «Почва – чудесная кладовая» (проращивание семян в почве);
• «В почве есть воздух»;
• «В почве есть вода» (при нагревании почвы выделяется влага);
• «Дыхание листа»;
• «Испарение с листьев»;
• «Ищу свет».
Во время экспериментирования и наблюдений создаются проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У ребенка возникает потребность решить задачу, у него есть неизвестное, которое необходимо найти.
Проведение опытов сопровождается вопросами, например:
• Что происходит с водой при нагревании?
• чем можно измерить температуру воды?
• что происходит с водой при охлаждении?
• что такое пар?
• что такое роса, туман?
• почему пар можно назвать невидимкой?
• какие вещества ты умеешь узнавать по запаху?
• как можно собрать запах?
• где рождаются снежинки?
• где теплее – на снегу или под снегом?
• что легче: вода или снег?
• почему зимой подо льдом темно?
• чем дышат люди?
• как обнаружить воздух?
• как продвигается вода в почве?
• что нужно для роста растений?
Выслушав вопрос, ребенок выдвигает свою гипотезу, проверяет ее на практике и делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями (Используется принцип проблемности.)
Используя принцип гуманистичности, я внедряю диалоговую, гуманистическую модель обучения. Работая по программе «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, я реализую такие принципы работы, как принцип последовательности, безопасности, интеграции, деятельности, научности, позитивизма, системности, наглядности. Все виды опытов, наблюдений, занятий, игр, вопросы детям помогают научить ребенка сравнивать и обобщать, видеть и понимать красоту окружающего мира, сохранять и оберегать его.
Исследовательская работа детей дополняется конкурсами, встречами знатоков, детскими научными конференциями, сюжетно-ролевыми играми, практической работой, праздниками и развлечениями. В своей работе я использую разные виды детской деятельности: музыкальную, изобразительное искусство, театральную, конструирование, физическую. Например, работая по теме «Вода», сотрудники нашего детского сада знакомили детей со свойствами воды, проводили опыты, наблюдения, беседы, экспериментирование, смотрели фрагментов фильмов. Затем дети в музыкальном зале слушали музыкальные произведения, изображали с помощью движений воду (ручеек, река, море, океан, шторм, водных животных, танцевали, играли на музыкальных инструментах. В кабинете изобразительной деятельности ребята рисовали портреты волшебной воды, знакомились с художниками, которые рисуют воду, с различной техникой рисования, например «по мокрому», печать спичечным коробком, катушками, пуговицами, штампиками из овощей, выдуванием, мыльными пузырями, «волшебными нитками», ватными палочками, пальчиками и т. п. На физкультурных занятиях дети играли в игры-превращения, подвижные игры. Так, превращение в капельки дождя помогло детям понять круговорот воды в природе. Подвижные игры полезны для здоровья, и мы часто проводим их на физкультурных занятиях на свежем воздухе («Солнышко и дождик», «Мама-тучка», игры с мячом «Живое - неживое»). На занятиях по конструированию дети строили плотины, бассейны из строительного материала, конструктора, изготавливали складные бумажные фигурки-оригами и т. п. Через свое творчество дошкольники выражали свое отношение к окружающему, свои эмоции.
Многие эксперименты и наблюдения я провожу на улице, а затем вместе с детьми продолжаем их в лаборатории. Так, в уголке леса мы исследовали почву (изучали перегнившие растительные остатки, дождевых червей, сравнивали с почвой в других местах участка, брали пробы для изучения в группе). Дети самостоятельно собирают материал для исследований. Особенно они любят экскурсии-экспедиции, во время которых такой материал собирается целенаправленно. Мы исследуем не только живую, но и неживую природу (камни, песок, ветер, их роль в жизни человека). Для экологической экспедиции мы готовим специальное оборудование (лупы, карандаши, фломастеры, оргстекло, коробочки, пакеты и т. п.) Например, во время походов мы определяем свойства песка или глины, выясняем, как они используются человеком, знакомимся с разнообразием камней в природе, находим отличительные признаки камней, сравниваем природные камни с искусственными. Дети с удовольствием участвуют в постановке опытов, сами проводят элементарные исследования, и наша задача – поддержать их в этом. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления, поэтому столь важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная исследовательская деятельность.
Работая по программе «Наш дом природа» в течение года, мы регулярно проводили исследовательскую деятельность. К концу учебного года мы отметили, что у детей формируются начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к явлениям живой и неживой природы, развивается мышление, воображение, улучшается речь.