МААМ-картинки

Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ

Ирина Бирюкова
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В МБДОУ с 2014 года и по настоящее время действует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Посещение группы кратковременного пребывания (далее в тексте ГКП) имеет особое значение для детей и их родителей, дети адаптируются к условиям ДОУ, повышается уровень их социализации, дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Педагоги ДОУ в свою очередь имеют возможность поближе познакомиться с потенциальными воспитанниками и их родителями, а также в сложившихся условиях выявить детей испытывающих трудности поведения, адаптации, формирования психического здоровья.

Публикация «Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ» размещена в разделах

В течение последних трех лет педагоги ДОУ отмечают, что детей, имеющих нарушения: психических, сенсорных, речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций организма, становиться все больше. (Факт наличия нарушений подтвержден справкой, выданной медицинской организацией.)

СЛ. 3 Но не всегда бывает так, что в группу кратковременного пребывания приходят дети с уже выявленными нарушениями, поэтому перед специалистами ДОУ стоит задача по своевременному выявлению детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

Наличие ранней помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии особого малыша и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Не мало важную роль в решении этой задачи играет организация деятельности педагога-психолога. В обязанности педагога-психолога входит :

- оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка,

-оценка взаимодействия между ребенком и родителями.

Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные соционально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также разрабатывает индивидуально-ориентированный план по сопровождению ребенка, имеющего нарушения в эмоциональной, познавательной сфере.

СЛ. 4

Для того чтобы организовать работу с детьми специалисты ГКП оформляют рабочую документацию:

- согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое обследование ребенка;

- согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение ребенка (при необходимости);

- индивидуальные и коллегиальные заключения специалистов;

-результаты обследования;

- индивидуальную программу ранней помощи;

-другую документацию, связанную с учетом и описанием работы с ребенком и семьей.

СЛ. 5 Формы работы педагога психолога по выявлению детей с ОВЗ. Основная форма работы - диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая помощь, которая в реализуется в процессе игрового сеанса.

СЛ. 6 Диагностика. С целью оценки состояния и определения потребностей ребенка, педагог- психолог совместно с родителями осуществляет комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка, чтобы по результатам анализа полученной информации запланировать работу по проектированию индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

Методами диагностической работы являются беседа, активное слушание, анкетирование, опросники.

При организации диагностического обследования, необходимо учитывать требования к проведению углубленной диагностики:

построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок;

использование диагностического аппарата, адекватного целям обследования;

анализ получаемых данных с применением технологии интегративной оценки результатов, который дает максимальную информацию о специфике развития, но и позволяющей выявить комплекс и причин, приводящую к данному варианту развития;

учет особенностей операциональных характеристик деятельности ребенка с целью минимизации его «ресурсных» затрат.

СЛ. 7 В настоящее время существуют различные методики диагностики детей раннего возраста, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. В своей работе специалисты могут использовать следующий диагностический инструментарий, (представленный на слайде).

Чаще всего мы используем: методику обследования детей раннего возраста по Стребелевой Е. А.,

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт). В настоящее время изучаю развивающий тест В. Штрасмайера (предназначен для диагностики умений и оценки навыков ребё нка в разных областях развития: самообслуживание, мелкая моторика, общая моторика, речь, мышление и восприятие).

По результатам углубленного диагностического обследования педагог-психолог составляет индивидуальное заключение о состоянии ребенка.

Заключение педагога-психолога основывается на непосредственном диагностическом обследовании, наблюдении за ребенком в процессе свободной деятельности и взаимодействии со специалистами, близким окружением, изучении педагогических характеристик и медицинских заключений. Оно включает:

оценку уровня актуального развития в соответствии с возрастными нормативами развития,

выявление эмоционально-личностных особенностей (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности).

Индивидуальное заключение педагога-психолога должно отразить :

уровень актуального психического развития;

нарушения социального взаимодействия (при наличии);

нарушения в социально-личностной сфере (при наличии).

Примерные формулировки индивидуального заключения педагогом-психологом представлены в (образцы формулировок и ключевых фраз, в приложении к выступлению)

После проведения диагностических мероприятий, для определения зоны ближайшего развития ребенка, педагогами определяется индивидуальный воспитательно-образовательный маршрут ребенка и организуется психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, включающее:

- консультации различных специалистов для родителей (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и т. п.);

- обеспечение родителей информацией о современных достижениях в области коррекционной педагогики сетей.

Консультации. На основе результатов психодиагностики родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки уровня психического развития детей, возможности их обучения. Даются рекомендации по построению благоприятных отношений в семье, организации дальнейших условий воспитания ребенка.

В ходе первичной консультации мы обращаем свое внимание на позицию мамы, по отношению к своему ребенку и его особенностям, учитываем состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем). Исходя из нашего опыта работы, на консультациях родители чаще всего нуждаются в эмоциональной поддержке, в получении информации о нарушении, разъяснении, как правильно воспитывать и развивать особого ребёнка; совместном составлении плана дальнейших действий.

Получив информацию о семье, психолог составляет план оказания ей помощи. Даются рекомендации, как следует ухаживать за таким ребенком, приемы и упражнения по его развитию, как изменить условия жизни семьи.

СЛ. 8 Важным условием оказания ранней помощи ребенку с выявленными нарушениями развития является обязательное участие родителей (законных представителей) ребенка на всех этапах реализации психолого-педагогического сопровождения. Психологическая работа с родителями направлена на формирование у них позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.

При разработке индивидуального плана сопровождения, необходимо определить содержание работы с родителями, в частности ее педагогическую и психологическую составляющие.

Таким образом, в индивидуальной программе должны быть обозначены этапы работы, задачи каждого этапа, методы решения этих задачи, прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов, намечены сроки проведения динамических диагностических обследований, обозначен алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с родителями.

СЛ. 9 Определив, приоритетные задачи развития ребенка и заручившись поддержкой родителей (законных представителей) мы преступаем к реализации коррекционно-развивающей деятельности. Общая цель, которой – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения. При разработке коррекционно-развивающей программы, которая включает в себя разнообразные игры и упражнения, идет опора на запрос со стороны родителя, а также на данные, полученные в ходе диагностического обследования. Коррекционно-развивающая работа направлена на: (тект на слайде)

Коррекция происходит в игровой форме, с присутствием родителей и других детей, в формате игрового сеанса, где учитываются особенности ребенка с нарушениями развития.

СЛ. 10 Игровой сеанс направлен на решение основных задач программы ранней помощи : реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка, оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка, нормализацию детско- родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его окружения.

Игровой сеанс позволяет оценить уровень психического, физического, познавательного, речевого, эмоционального развития ребенка, взаимоотношений в паре «Ребенок-родитель», обучить родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, преодолению поведенческих проблем ребенка во время совместной игры.

Совместно с родителями, в процессе игры, мы стараемся создать благоприятные условия для развития личности ребенка и социальной адаптации семьи в целом.

Формирование педагогической компетентности родителей обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях, происходит в форме обучения родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, в подборе адекватных средств общения с ребенком.

В ходе игровых сеансов специалисты помогают родителям овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

В коррекционно-развивающей работе мы применяем разнообразные игры, направленные на формирование представлений о предметном мире («Возьми игрушку»,«Матрёшка», «Соберём пирамидку», «Игра в мяч» «Уложим мишку спать»);

на физическое развитие, развитие общей координации движений («Доползи до игрушки», «Соберём колечки», «Самолётик», «Лови мяч»);

на развитие мелкой моторики («Вышел пальчик погулять», «Перчатки», «Поможеммаме», «Собери зайку»,

на развитие положительных эмоциональных реакций «Маленькая полечка», «Машина», «Кто как кричит»);

на развитие зрительного восприятия («Волшебный мешочек», «Матрёшка», «Пирамидки», «Построй домики»);

на развитие слухового восприятия («Звени колокольчик», «Угадай, кто в домике живёт», «Кто как кричит», «Спой песенку»);

на развитие предпосылок активной речи, понимания речи («Пзови Петрушку», «Мишка топает», «Поехали, поехали», «Моя семья»);

на формирование предметных и игровых действий («Подарки мишкам», «Покатай матрёшку», «Выбей шарик», «Дом животных»).

Такие сенсорные игры как «Мыльные пузыри», «Игры с водой» (таз наполненный водой с игрушечными рыбками, «Фонтан», «Игры со звуками», «Фонарик» помогли мне в установлении эмоционального контакта.

СЛ. 11 Что же касается других мною используемых методик и упражнений, предлагаю рассмотреть их по порядку.

Арт-терапия. Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения» это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.

В своей работе я использовала следующие упражнения:

1. Техника «Марания». Название произошло от слова «марать»- пачкать. В конкретном случае, речь идет о спонтанном рисунке ребенка, выполненном в абстрактной, свободной манере. Способ создания рисунка прост, он отвечает названию техники и заключается в ритмичности движения руки, в случайных мазках и штрихах, в размазывании и разбрызгивании краски, в нанесении множества слоев и смешивании цветов.

2. «Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки, делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения более точного изображения.

3.«Выполнение рисунка с использованием сухих листьев». Сухие листочки натуральны, пахнут осенью, невесомы, шершавы на ощупь, хрупки. Простое держание такого листочка на ладошке приносит радость и вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик. С помощью листьев и клея можно создать коллаж. На бумаге формат А4 наносится клей – карандашом рисунок, сухие листья растираются на мелкие частички и высыпаются на клееный рисунок. Аналогичные картинки мы делали и с цветным песком.

4. «Цветные капли». Ребенок мочит кисть в воде, опускает в краску, далее держит кисть над листочком бумаги, капая

Игротерапия. Для детей игра является не только любимым занятием, но и ведущей деятельностью, начиная с раннего возраста и до школы, а навыки игры не забываются до конца жизни. С помощью игры происходит развитие моторной функции и когнитивных способностей у ребенка. Игротерапия является эффективным, коррекционным методом.

Игра света и тени «Солнечные зайчики» упражнение проводится в солнечной комнате с использованием зеркала.

Мыльные пузыри – «Пенный замок»

«Тормошение» или как её еще называют «возня». Проводится на полу.

«Догоню-догоню» (делаем вид, что догоняем ребенка, он пытается убежать).

«Змейка» взяв ленту в руки и делая колебательные движения, отходить от ребенка, предложите догнать змейку: «уползает, уползает змейка!».

Игры с пластилином. Катание «колобков, змеек, колбасок», составление композиций.

«Самолетики» покружите ребенка в воздухе: «Полетели-полетели!», затем опустите: «Приземлились!» Мальчик, который приходил ко мне очень любил эту игру и с удовольствием сам её предлагал.

Песочная терапия.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В своей работе метод песочной терапии я использую в ходе развивающих и обучающих занятий. «Песочные прятки».

Педагог : Сначала мы прятали руки в песок, и когда их находили, это вызывало сильный эмоциональный восторг. Позже я усложняла задачу, и мы прятали ракушки (сначала крупные 4-5 штук, через несколько занятий мелкие, а еще позже перемешанные). Мальчик с интересом отыскивал их и складывал в коробочку.

«Песочный дождь».

Педагог : С помощью пульверизатора мы опрыскивали песок.

Посмотри, сколько волшебных капель нам приготовил дождик.

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап-кап!

Нам очень повезло с этим упражнением, так как за окном шел дождь, мы смогли посмотреть, сравнить и сопоставить происходящее.

«Ручеёк течет» Ребенок лил воду на песок с кувшина, вода прокладывала ручеёк.

«Узоры на песке».

Педагог : Предлагаю пальцами нарисовать красивые узоры и украсить их бусинами, стекляшками, ракушками (мальчик всегда выбирал ракушки).

Рисую волнистые линии, прямые, заборчик, лесенку. Пробуем вместе, показываю варианты украшения.

Со временем мальчик стал самостоятельно строить свои картины и играть, я только наблюдала.

Еще в своей работе я использую световой стол с цветным песком. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Свойства песка, его мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе творчества условия для вхождения в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние. Ребенок не только овладевает практическими навыками, осуществляя творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественно-эстетический вкус.

Это только малая часть, представленных игр и используемых методов, так как все зависит от возможностей ребенка и не редко, запланированные ранее игры и упражнения изменяются в ходе коррекционно-развивающей деятельности.

В заключении, хочу отметить, что необходимость раннего выявления оказания своевременной помощи сегодня как никогда актуальна. За последние три года в группе кратковременного пребывания было выявлено 6 детей, с различными видами нарушений (поведенческие, речевые и др.) которые в настоящее время обучаются в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психологаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога Пространство психологического кабинета является частью развивающей предметно-пространственной среды (РППС) образовательного учреждения,.

Планы-конспекты развивающих занятий для детей первой младшей группы педагога-психолога на апрель 1 неделя апреля Занятие № 24 «Медвежонок» Задачи: - сплочение группы, развитие эмпатии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения,.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 14:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бирюкова (УИ 430349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД