Получи документы

Организация дидактических игр. Методические рекомендации

Наталья Тарасова
Организация дидактических игр. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы

Организация дидактических игр. Методические рекомендации

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

• подготовка к проведению дидактической игры

• проведение игры

• анализ игры

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

Публикация «Организация дидактических игр, Методические рекомендации» размещена в разделах

* отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь;

*установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

* определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);

* выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

* определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

* подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

* подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

* подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает :

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

• определение роли воспитателя в игре, его участи в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания ребенка.

Под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

• умственной – в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;

• двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;

• трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности к готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;

• эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;

• нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;

• коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и педставлений.

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игрФормирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является основным условием его полноценного речевого и общего психического.

Методическая разработка. Развивающие игры «Бродилки» Актуальность. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация дидактических игр. Методические рекомендации
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 12:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация дидактических игр. Методические рекомендации» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тарасова (УИ 237787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД