Лучший педагог года

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр (16 фото)

Людмила Михайлова
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр

Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игрой, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр» размещена в разделах

Цель: формировать и совершенствовать грамматический строй речи у дошкольников (уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменять слова по числам, родам, лицам; правильно употреблять предлоги в речи; правильно конструировать предложения).

Задачи формирования грамматически правильной речи :

- обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;

- расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);

- развитие у ребёнка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр;

- обучение детей правильному применению всех слов, имеющихся в их активном словаре;

- воспитание у ребёнка критического отношения к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи;

- формирование потребности говорить правильно.

Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, по уровню психического развития не соответствует календарному возрасту. У этих детей также отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. Одно из нарушений – несформированность грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр

Дидактическая игра позволяет решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок с ЗПР воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

Фото №1 Язык и речь это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти восприятия эмоций

Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков. Обучение детей ведё тся в трех взаимосвязанных направлениях:

1) развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка.

2) уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.

3)использование дидактических игр и игровых приемов на занятии.

Дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют грамматический строй речи, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.

Фото №2 Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны и соответственно многообразны педагогические условия средства и формы педагогического воздействия

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят : 1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; 2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; 3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 4. выбор места для игры, где дети могут спокойно, не мешая другим; 5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; 6. подготовка к игре самого педагога, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

Структура дидактической игры включает :

1) Задачу

2) Действие

3) Правила

4) Результат, заключение игры.

Определяя дидактическую задачу, нужно знать:

1. какие знания, умения и навыки имеют дети;

2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;

3. какие умственные операции развиваются;

4. какие качества личности формируются.

В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.

Дидактические игры отбираются и разрабатываются с учетом этапов коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей с ЗПР, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами и воспитателями, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы, используя игры не только на коррекционных занятиях, но и во всех режимных моментах в течение дня. Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.

Фото №3 Публикация Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр размещена в разделах Дидактические игры ЗПР

Вот некоторые игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Правильное употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах (Д. /игры «Один и много», «Что изменилось?»)

Фото №4 Задержка психического развития Работа с Особыми детьми Фото №5 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

Дидактическая игра «1-3-5» (согласование существительных с числительными).

Фото №6 Материалы для педагогов Развитие речи

Дидактическая игра на усвоение предложно-падежных форм существительных.

Фото №7 У этих детей также отмечается замедленный темп речевого развития его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи

Дидактическая игра «Чего не стало» (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Фото №8 Одно из нарушений несформированность грамматического строя речи

Образование сравнительной степени прилагательных.

Фото №9 Дидактическая игра позволяет решать коррекционные образовательные воспитательные задачи в игровой форме

Дидактическая игра «Мама и детки» (образование названий детёнышей животных) .

Фото №10 То что ребенок с

Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме).

Фото №11 Задержка психического развития ЗПР воспринимает познавательную задачу как игровую повышает его умственную активность

Дидактическая игра «Какой, какая.» (образование относительных прилагательных).

Фото №12 Дидактические игры это эффективное средство закрепления грамматических навыков

Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» (образование притяжательных прилагательных).

Фото №13 Обучение детей ведё тся в трех взаимосвязанных направлениях развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка

Образование глаголов-действий (Д. /игра «Кто что делает?»).

Фото №14 уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи должна осуществляться на всех занятиях. Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в ходе которых используются дидактические игры, создание различных игровых приёмов, у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, что поддерживает постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает лёгкое и быстрое усвоение программного материала.

Таким образом, игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и развитию речи в целом.

Фото №15 использование дидактических игр и игровых приемов на занятии

Играйте с вашими детьми, постоянно подкрепляйте их естественную потребность к развитию и совершенствованию!

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Проблемы развития речи всегда.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр
Опубликовано: 5 октября 2014 в 01:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД