Людмила Михайлова
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игрой, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель: формировать и совершенствовать грамматический строй речи у дошкольников (уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменять слова по числам, родам, лицам; правильно употреблять предлоги в речи; правильно конструировать предложения).
Задачи формирования грамматически правильной речи :
- обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
- расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
- развитие у ребёнка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр;
- обучение детей правильному применению всех слов, имеющихся в их активном словаре;
- воспитание у ребёнка критического отношения к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи;
- формирование потребности говорить правильно.
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, по уровню психического развития не соответствует календарному возрасту. У этих детей также отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. Одно из нарушений – несформированность грамматического строя речи.
Дидактическая игра позволяет решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок с ЗПР воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков. Обучение детей ведё тся в трех взаимосвязанных направлениях:
1) развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка.
2) уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.
3)использование дидактических игр и игровых приемов на занятии.
Дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют грамматический строй речи, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);4. выбор места для игры, где дети могут спокойно, не мешая другим; 5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;6. подготовка к игре самого педагога, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.
Структура дидактической игры включает :
1) Задачу
2) Действие
3) Правила
4) Результат, заключение игры.
Определяя дидактическую задачу, нужно знать:
1. какие знания, умения и навыки имеют дети;
2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
3. какие умственные операции развиваются;
4. какие качества личности формируются.
В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.
Дидактические игры отбираются и разрабатываются с учетом этапов коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей с ЗПР, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами и воспитателями, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы, используя игры не только на коррекционных занятиях, но и во всех режимных моментах в течение дня. Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.
Вот некоторые игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Правильное употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах (Д. /игры «Один и много», «Что изменилось?»)
Дидактическая игра «1-3-5» (согласование существительных с числительными).
Дидактическая игра на усвоение предложно-падежных форм существительных.
Дидактическая игра «Чего не стало» (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Образование сравнительной степени прилагательных.
Дидактическая игра «Мама и детки» (образование названий детёнышей животных).
Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме).
Дидактическая игра «Какой, какая.» (образование относительных прилагательных).
Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» (образование притяжательных прилагательных).
Образование глаголов-действий (Д. /игра «Кто что делает?»).
Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи должна осуществляться на всех занятиях. Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в ходе которых используются дидактические игры, создание различных игровых приёмов, у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, что поддерживает постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает лёгкое и быстрое усвоение программного материала.
Таким образом, игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и развитию речи в целом.
Играйте с вашими детьми, постоянно подкрепляйте их естественную потребность к развитию и совершенствованию!