Получи документы

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы

Елена Пентина
Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее – формирование базиса культуры, сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья ребенка. Культура по отношению к каждому отдельному ребенку является, как прекрасно сказал П. А. Флоренский «средой, растящей и питающей личность».

Публикация «Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы» размещена в разделах

В своем выступлении я расскажу об организации культурно-досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы.

Культурно-досуговая деятельность в контексте с ФГОС ДО обеспечивает:

-культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья воспитанников;

- создание условий для творческого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- развитие детского творческого потенциала каждого ребенка в различных видах художественной деятельности;

- формирование коммуникативной культуры воспитанников;

- расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счет средств интеграции различных образовательных областей.

Наш детский сад посещают дети с нарушением зрительной функции. Нарушение зрения детей проявляется, прежде всего, на их восприятии окружающего мира, отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия; как следствие, обеднённость чувственной стороны речи, нарушение развития речевой системы в целом. Тем не менее, развитие этих детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что эти дети, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание. Раннее включение ребёнка в процесс специально организованной коррекционно-развивающей работы способствует раскрытию и компенсации потенциальных возможностей его развития средствами досуговой деятельности с воспитанниками.

Приоритетной задачей для меня, как педагога, является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребенка с нарушением зрения. Реализация этого условия требует, прежде всего, умений организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным.

Ни для кого не секрет, праздники для детей — это целое событие: игры, красочное оформление зала, оригинальные костюмы, звучание музыки – все это восхищает, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, и надолго остается в памяти.

Праздники имеют свою цель и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Привлекаем родителей к участию в детских праздниках, что в свою очередь объединяет детей и взрослых, содействует пропаганде здорового образа жизни.

Все виды досуговой деятельности очень интересны, разнообразны и доступны для детей. Каждый ребенок обладает своим характером, способностями, интересами, богатым внутренним миром. И моя задача - помочь каждому ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Учитывая дошкольную педагогическую методологию, научные труды отечественных педагогов: Сухомлинского В. А., Осокиной Т. И., Комаровой Т. С., объединив и систематизировав предыдущий опыт работы, пространство культурно-досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками выстраиваю как часть инклюзивного образования.

В системе физкультурно-оздоровительной работы со слабовидящими дошкольниками особое место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма оздоровительной, коррекционной и профилактической работы с дошкольниками.

Физкультурные праздники и досуги являются одними из самых любимых видов отдыха для детей, потому что родители в их проведении принимают активное участие. Пространство физкультурно-оздоровительной деятельности дополняю здоровьесберегающими технологиями (ЗСТ) с целью сохранения и стимулирования здоровья детей:

-Подвижные, малоподвижные спортивные игры - игры подбираем согласно с возрастом, особенностями воспитанников, местом и временем его проведения,

- Ритмическая гимнастика - проводим в соответствии с возрастом детей,

- Стретчинг (гибкость). Данный вид ЗСТ ориентирован для дошкольников с вялой осанкой и плоскостопием,

- офтальмологическая пауза - проводим в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, используя наглядный материал или показ педагога,

- дыхательная гимнастика – проводим в соответствии с возрастом детей, улучшает носовое дыхание, состояние сердечно-сосудистой системы, зрение, память, работу органов пищеварения,

- пальчиковая гимнастика – проводим с детьми поэтапно: в раннем возрасте – манипуляции, в младшем возрасте – пальчиковые сюжеты «У Маланьи у старушки», «Дедушка Рох», Барашеньки-крутороженьки», «Бежала лесочком лиса с кузовочком» и др. ,

- релаксация – целью которой является снятие психического напряжения, переключения внимания детей, использую расслабляющие упражнения как «Солнечный зайчик», «Услышь тишину» и др.

Применение здоровьесберегающих технологий в организации физкультурных досугов повышает результативность образовательной деятельности детей, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Мы все знаем, что неизменной любовью для детей пользуются театрализованные игры и представления, которые являются одним из самых любимых видов отдыха дошкольников.

Театрализованная деятельность нашла отражение в таких постановках, как: «Кошка в гостях у ребят», «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» по сказке Чуковского «Цыпленок», «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» по мотивам р. н. сказки «Репка» и др.

Все мы понимаем, что возможны разные подходы в организации театрализованной деятельности : наличие современного взгляда на развитие творческих способностей у детей, а также мелкой моторики и координации движений рук. Прищепки используем как отличный материал для сказки. Выбираем любой сюжет и обыгрываем его. Игры-театрализации с прищепками развивают мелкую моторику рук, творческие и речевые способности детей, создают мотивацию для обыгрывания сказки, эмоциональный настрой. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Эти игры хорошо развивают щипковый хват.

Наряду с разными видами театра (пальчиковый, теневой театр, театр на фланелеграфе, ролевой театр, театр «Петрушки») в пространство досуговой деятельности включаем и пальчиковый «Игротренинг» (совместно с учителем-дефектологом, который способствует развитию у воспитанников речи, мелкой моторики, психических процессов, расширению кругозора, любознательности, интереса к творчеству.

«Волшебные Гонзики» - это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых.

Развивающие игры В. В. Воскобовича – обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, создаёт у ребёнка положительную мотивацию на преодоление трудностей.

В пространство культурно-досуговой деятельности специалистами ДОУ используем, как здоровьесберегающие, так и коррекционные технологии со слабовидящими детьми :

- офтальмологическая пауза, как вид ЗСТ - предупреждение утомления зрительного анализатора, используя зрительные ориентиры.

- пальчиковая гимнастика, как вид ЗСТ направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук, обучают различным приемам самомассажа: тыльной стороной кистей рук, ладоней, пальцев рук.

- дыхательная гимнастика, как вид ЗСТ. Речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, основной процесс образования речи ребенка, способствует улучшению звучания голоса.

Подытоживая свое выступление, следует отметить, что разнообразные формы организации досуговой деятельности органично включены в единый образовательный процесс коррекции и всестороннего развития детей с нарушениями зрения. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача педагога, специалистов ДОУ помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Нет ничего невозможного для любящих взрослых! В этой связи вспоминаются слова Сухомлинского, который говорил, что «Дети – это наше счастье. Досуги, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил и времени. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполняются радостью». Мир детства рядом с нами, дарите детям радость!

Публикации по теме:

Развлечения в летний период в детском садуРазвлечения в летний период в детском саду Развлечения в летний период в детском саду Лето — прекрасное время года. Летом детей в ДОУ становится меньше — кто-то отдыхает на даче,.

Веселые ПДДВеселые ПДД Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 23:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД