МААМ-картинки

Организация и методы исследования

Марьясова Екатерина Вадимовна
Организация и методы исследования

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ№442.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности речи у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Задачами констатирующего эксперимента явились:

- анализ научно-методической литературы;

- подбор методик для обследования речи у детей с ЗПР;

- анализ полученных результатов.

Для проведения экспериментальной работы было отобрано 6 детей с 5 до 7 лет, имеющих ЗПР.

Публикация «Организация и методы исследования» размещена в разделах

Охарактеризуем социально-демографический статус участвующих в исследовании детей :

а.) Андрей П., 5 лет 4 мес. Родился и воспитывается в полной семье; родители по социальному положению – служащие, с высшим образованием; есть младший брат. Проживает с родителями и братом в трехкомнатной квартире.

б.) Мария В., 6 лет 5 мес. Родилась и воспитывается в полной семье; отец – рабочий, мать – домохозяйка; единственный ребенок в семье. Проживает с родителями в общежитии.

в.) Руслан Р., 6 лет. Воспитывается в неполной семье; отец ушел из семьи, когда ребенку было 3 года; мать по социальному положению – служащая, с высшим образованием; единственный ребенок в семье. Проживает с матерью и бабушкой в двухкомнатной квартире.

г.) Максим К., 7 лет. Родился и воспитывается в полной семье; родители по социальному положению – рабочие, со средне-специальным образованием; есть старший брат. Проживает с родителями и братом в двухкомнатной квартире.

д.) Илья В., 7 лет. Воспитывается в неполной семье; отец ушел из семьи, когда ребенку было 4 года; мать по социальному положению – домохозяйка, с высшим образованием; единственный ребенок в семье. Проживает с матерью, дедушкой и бабушкой в трехкомнатной квартире.

е.) Надежда М., 5 лет 10 мес. Родилась и воспитывается в полной семье; родители по социальному положению – рабочие, со средне-специальным и высшим образованием; есть младший брат. Проживает совместно с родителями в двухкомнатной квартире.

Остановимся на логопедической и психолого-педагогической характеристике участвующих в исследовании детей. Согласно результатам логопедического обследования, которые были нам предоставлены логопедом учреждения дети в выборке имеют речевые нарушения на фоне ЗПР. В частности, они обладают меньшим словарным запасом по сравнению с нормально развивающимися детьми, общение у них бывает ограниченным. Несмотря на то, что подавляющее большинство таких детей способно понимать язык, но тем самым они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающей средой. Это приводит к трудным ситуациям детей в коллективе, они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх, развлечениях, общаться со сверстниками.

Согласно результатам психодиагностического обследования, которые были предоставлены дефектологом учреждения, осознание своей неполноценности и бессилия такими детьми в попытках общения часто приводит к изменениям характера ребенка: замкнутости, негативизму, эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдается апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выражения таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на недостатках ребенка не акцентировать внимания, не подчеркивать неправильность речи бестактными замечаниями, пытаясь понять его и способствовать облегчению пребывания в коллективе, таких бурных реакций будет значительно меньше.

В констатирующем эксперименте применялись следующие методики диагностики речевого развития у детей:

1. Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой (адаптация О. Н. Юмаевой и В. В. Болониной) [41].

Данная методика состоит из 5 серий заданий, направленных на диагностику всех основных сторон речевого развития ребенка и выявление актуального уровня развития речи.

I серия - "Исследование сенсомоторного уровня речи" - включает в себя 4 группы заданий.

Максимальное количество баллов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствует количеству входящих в них проб (5, 5 и 5 баллов, наивысший балл за звукопроизношение равен 15. Таким образом, максимальная оценка за всю серию заданий - 30 баллов.

II серия - "Исследование активного словаря" - включает в себя 3 группы заданий, которые выявляют степень сформированности у ребенка предикативного, номинативного и атрибутивного словаря и навыков актуализации слов.

Максимальная оценка за серию - 34-35 баллов (для детей 4 и 5-6 лет соответственно).

III серия - "Исследование навыков словообразования" - состоит из трех групп заданий.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю серию равен 25 баллам.

IV серия - "Исследование навыков словоизменения" - состоит из пяти групп заданий, по 5 проб в первых четырех заданиях и 10 проб - в последнем задании.

Максимальное количество баллов за всю серию составляет 30 баллов.

V серия - "Исследование сформированности связной речи" - здесь ребнку предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухо-речевой памяти и мыслительной деятельности.

Выполнение каждого из заданий оценивается в 15 баллов, что в сумме за данную серию составляет 30 баллов.

Наибольшее количество баллов за всю методику равно 150 баллов. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Если 150 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полу-ченный результат на 150. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех выделенных Т. А. Фотековой уровней успешности выполнения речевых проб в методике : IV уровень - 100 - 80%; III уровень - 79,9 - 65%; II уровень - 64,9 - 45%; I уровень - 44,9% и ниже [45; 46].

Задания по данной методике приведены в образце протокола для обследования речи 5-6 летних детей (см. Приложение) .

2. Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста (автор - В. П. Глухов) [5].

Данная методика направлена на оценку компонентов и уровня развития связной речи у ребенка. Включает в себя шесть заданий.

Задание 1. - "Составление предложения по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия)".

Цель - определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Анализ результатов. Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание - 5 баллов; длительные паузы с поиском нужного слова - 4 балла; сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания - 3 балла; адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие, не все варианты задания выполнены - 2 балла; отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса, составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках - 1 балл.

Оценка результатов: 5 баллов - удовлетворительный уровень; 4 балла - средний уровень; 3 балла - недостаточный уровень; 2 балла - низкий уровень;

1 балл - задание выполнено неадекватно.

Задание 2. - "Составление предложения по трем картинкам".

Цель - выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов; если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла; фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок - 3 балла; ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь - 2 балла; предложенное задание не выполнено - 1 балл.

Оценка результатов: 5 баллов - удовлетворительный уровень; 4 балла - средний уровень; 3 балла - недостаточный уровень; 2 балла - низкий уровень;

1 балл - задание выполнено неадекватно.

Задание 3. - "Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель - выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла; пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы, но полностью передается содержание текста - 3 балла; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла; пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл; задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов: 4 балла - удовлетворительный уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень; 0 баллов - задание выполнено неадекватно.

Задание 4. - "Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок".

Цель - выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла; рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку, достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла; рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла;

рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл; задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов: 4 балла - удовлетворительный уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень; 0 баллов - задание выполнено неадекватно.

Задание 5. - "Сочинение рассказа на основе личного опыта".

Цель - выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла; рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла; в рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла; отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл; задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов: 4 балла - удовлетворительный уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень; 0 баллов - задание выполнено неадекватно.

Задание 6. - "Составление рассказа-описания".

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла; рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла; рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла; рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета, описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков, не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл; задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов: 4 балла - удовлетворительный уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень; 0 баллов - задание выполнено неадекватно [5].

В зависимости от результатов выполнения детьми с ЗПР заданий двух применяемых методик выделяются четыре итоговых уровня развития речи у детей:

- удовлетворительный уровень;

- средний уровень;

- недостаточный уровень;

- низкий уровень.

Публикации по теме:

Конспект занятия-исследования «Виды транспорта» старший дошкольный возраст Конспект занятия-исследования Тема «Виды транспорта» Воспитатель: "ЧДОУ Детский сад Колибри" Семичева Ольга Викторовна Цель: научить.

Методические рекомендации по проведению краеведческого исследования «Как избежать ошибок в исследовательских работах» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии.

Методики исследования самооценки ребенка Методика 1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Н. П. Фетискин) С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Обоснование диагностической методики исследования грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР Изучением особенностей морфологической системы у детей с общим недоразвитием речи занимались В. А. Ковшиков [2], Н. В. Серебрякова Р. И. Лалаева.

Образ героя современной мультипликации как объект психологического исследования Хочешь победить врага – воспитай его детей. (Восточная мудрость) Многие психологи считают, что рисунок – это зашифрованный маршрут к тайнам.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методы исследования
Опубликовано: 24 мая 2017 в 14:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД