Получи документы

Организация и содержание работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах

Проценко Елена
Организация и содержание работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах

Организация и содержание работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах.

Проценко Елена Витальевна

Воспитатель детского сада «Солнечный» Свердловская область

Публикация «Организация и содержание работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах» размещена в разделах

Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога организовать взаимодействие с родителями дошкольников. Предлагаю Вам познакомиться с методическими аспектами организации сотрудничества с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах и, проанализировать эффективность деятельности с позиции уменьшения количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Основные направления работы с родителями : общие родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, оформление информационного стенда, агитация с раздачей листовок, брошюр, анкетирование, оформление уголка безопасности, организация выставки детских работ, •совместная деятельность детей и родителей.

Педагоги дошкольных образовательных организаций проектируют и реализуют разные формы совместной деятельности с родителями : собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы, индивидуальные и групповые консультации, выставки творческих работ (рисунки, поделки). Организуют и проводят проектные мероприятий совместно с родителями воспитанников, сотрудникам ГИББД.

Уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, количество страдающих от этого детей, возможно, влияя на те причины, которые их порождают и на тех субъектов, которые в этом участвуют. Субъектами дорожно-транспортных происшествий являются с одной стороны, дети, нарушающие правила безопасного поведения на дорогах, с другой стороны, взрослые, управляющие автотранспортным средством. Многие родители имеют автомобили и потенциально являются теми же субъектами дорожно-транспортных происшествий.

Профессиональные водители тоже потенциально могут уже быть или стать родителями. Поэтому один аспект организации работы с родителями заключается в помощи воспитателю в формировании и закреплении у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение детьми правил дорожного движения, несомненно, будет способствовать уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий. Родители, потенциально тоже являющиеся субъектами и виновниками ДТП, воспитывая детей своим личным примером поведения в дорожной среде, должны будут соблюдать правила безопасного поведения на дорогах. Такое двустороннее влияние на субъектов ДТП неизбежно приведет к уменьшению числа погибших и пострадавших д•етей-пешеходов и пассажиров.

Чем могут помочь родители воспитателю, собственному ребенку, как уберечь детей от попадания в дорожно-транспортные происшествия? Чтобы ответить на этот вопрос воспитателю необходимо изучить мнение родителей по вопросам формирования культуры безопасного поведения в их родительском опыте. Для этого проводят анкетирование, опросники или индивидуальные собеседования с родителями. Примерный вариант опросника в приложении №l.

Опираясь на данные социологических исследований, проведенного в июне-августе специалистами Института развития образования с целью изучения опыта работы образовательных учреждений Свердловской области по обеспечению снижения количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, представители родительской общественности в целом удовлетворены той работой, которая проводится в образовательных организациях по обеспечению безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Подавляющее большинство родителей также уверены, что их ребенок знает и соблюдает основные правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Вместе с тем половина из них определили причины, по которым их ребенок не обладает достаточным объемом знаний о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основные причины недостаточной подготовки детей, по мнению родителей заключаются в несформированности у детей серьезного отношения к вопросам безопасного поведения на дорогах, а также в отсутствии у самих родителей времени обучать ребенка правилам дорожного движения. Но родители могут помочь в решении воспитательных задач сохранения жизни и здоровья детей, в частности, профилактики дорожно-транспортного' травматизма. Задачей родителей становится так называемое соединение теории с практикой, а именно, обеспечение применения, теоретических знаний о правилах безопасного поведения на дорогах в реальных жизненных ситуациях, практическая отработка навыков соблюдения правил дорожного движения.

Педагог помогает родителям осознать их роль и родительскую задачу. Советует родителям, как вместе с ребенком составить схемы опасных участков дорог в районе проживания или нарисовать самый безопасный маршрут от дома до детского сада. Предлагает родителям пройти с детьми несколько раз весь маршрут, показать места, где надо остановиться, объяснить, куда и как следует смотреть, какие могут быть опасности и как их избежать. В практическую отработку навыков безопасного поведения детей на дорогах нужно включить тренировку умения различать правую и левую сторону дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади., выше, ниже. Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог предлагает родителям на прогулках с детьми наблюдать, как водитель заводит машину, обратить их внимание на то, что машина движется вперед, назад, разворачивается. В этот момент надо быть особенно внимательным, так как водитель может не заметить близко стоящего к автомобилю ребенка и наехать на него. Находясь на улице с детьми, необходимо: показывать им, что пешеходы идут по тротуару, придерживаясь стороны подальше от проезжей части; определять, как едут машины (быстро или медленно); учить видеть, что за большим грузовиком может двигаться маленький автомобиль, но с большей скоростью.

Структурируя навыки, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения ДТП, можно предложить родителям следующий алгоритм действий:

1. При выходе из дома: сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару: придерживайтесь правой стороны; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездами с дворов и прилегающих территорий;

разъясните ребенку что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков; могут привести к несчастному случаю;

при движении группы ребят учите их ходить в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.

3. Готовясь перейти дорогу :

остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

учите ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан твердый навык прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он неоднократно поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма;

не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехатъ задними колесами;

обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста•

неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции;

не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев;

учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за - ней.

4. При переходе проезжей части:

переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках

по линии тротуаров или обочин, иначе ребенок привыкает переходить, где придется; не спешите, не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто и мототранспортными средствами, движущимися по всем направлениям;

переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется : стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могуr появиться новые машины;

если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина, осторожно выглянув из-за неё, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители;

не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;

не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;

при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в группе людей, учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, а не за окружающими людьми! И, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

5. При посадке и высадке из общественного транспорта: автобуса, троллейбуса и такси:

выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок

постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, мож,ет оступиться и попасть под колеса;

не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверью). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь спешат и могут случайно вытолкнуть на проезжую части или под колеса.

6. При ожидании общественного транспорта:

стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части.

7. При движении автомобиля:

приучайте сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайт,е сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед, и он ударяется о стекло передней панели, этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;

не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

не разрешайте детям находиться в автомобиле одним без присмотра.

8. При проезде в общественном транспорте:

приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму при падении;

объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

Что должны и не должны делать сами родители при движении?

- всегда переходить дорогу размеренным шагом;

- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;

- переходить дорогу нужно только на зеленый – разрешающий сигнал светофора или регулировщика;

- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

- из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;

- привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д. ;

- не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;

- не разрешайте играть детям вблизи дорог и на проезжей части;

- в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;

- не будьте агрессивны по отношению к другим участникам двюкения. Вместо этого объясни, те ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с :правилами дорожного движ,ения;

- не показывайте детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.

Воспитателю важно объяснить родителям, что необходимо постепенно предоставлять возможность самому ребенку рассказать, что•он видит и какие причинно­ следственные связи и зависимости может установить. Например, остановился автобус. Из него вышли пассажиры. Ребёнок должен посмотреть, как они себя ведут. Самостоятельно сделать вывод, что неправильно поступают те пассажиры, которые обходят транспорт спереди или сзади. Потому что они могут попасть в поток движущихся за автобусом машин. Увидит ли ребенок, кто из вышедших пассажиров поступает правильно, идет до ближайшего пешеходного перехода, а если перехода нет, то пересекает проезжую часть только в том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, где нет разделительной полосы и ограждений. И, конечно, родителям очень важно увидеть, как будет нести себя сам ребенок при выходе из автобуса, что он ответит, например, на такой вопрос мамы или папы: «Как бы нам с тобой перейти на другую сторону?» Что ответит ребенок на провокационное предложение перейти проезжую часть в неустановленном

месте, начать переходить дорогу на желтый сигнал светофора, поиграть на проезжей части или вблизи нее? Taк, помогая собственному ребенку практически отрабатывать навыки безопасного поведения : на дорогах, родители становятся заинтересованными партнерами: образовательных организаций в 'предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Кроме того, возрастает уверенность родителей в том, что их ребенок знает и соблюдает правила дорожного движ,ения.

О чем нужно разговаривать с ребенком и нужно ли снова и снова повторять с ним правила дорожного движения, учить их наизусть, или даже «зубрить»? Ни в коем случае не зубрить, если только это не сделает сам ребенок по собственной инициативе. Можно спросить у ребенка, как он думает, почему дорожно - транспортные происшествия чаще всего происходят в период с мая-июня по сентябрь? То есть во время каникул, когда дети остаются без надзора родителей и самостоятельны в своих передвижениях по улицам и дорогам. Это время катания на велосипедах, роликовых коньках, скутерах. Можно рассказать, что почти половина общего числа ДТП с участием детей приходится на последние дни недели - с пятницы по воскресенье. И спросите, почему, по его мнению, основная часть ДТП происходит в период с 17 до 19 ч, асов? Такая беседа способствует развитию важного универсального учебного действия - умение (устанавливать причинно-следственные связи, а родителю помогает еще раз осознать свою личную ответственность и за организацию каникулярного времени сына или дочери, и за время провождение в выходные дни.

Большинство родителей обучающихся не снимают с себя ответственности за обеспечение безопасного поведения детей на дорогах и подч,еркивают важность участия членов семьи в формировании субъектной позиции ребенка как участника дорожного движения.

В то же время, значительная часть обучающихся и их родителей не придают должного значения вопросу обеспечения безопасности на дорогах и улицах. До тех пор, пока родители обучающихся не изменят своей позиции по данному вопросу, усилия педагогов по снижению случаев дорожно-транспортных происшествий не будут в полной мере результативными.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете пи, вы необходимым в образовательной организации знакомить детей с правилами безопасного поведения? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости).

- Родители;

- Воспитатели;

- Школьные учителя;

- Медицинские работники;

- преподаватели безопасности жизнедеятельности

- Другие (укажите кто).

3. Какие правила безопасности жизнедеятельности должны знать дети дошкольного возраста:

- Правила дорожного дви,жения;

- Общение с незнакомыми людьми;

- Нельзя играть со спичками, зажигалками;

- Нельзя трогать электроприборы;

- Нельзя брать лекарства без разрешения;

- При пожаре - не прятаться, позвонить по 01;

- Безопасность на водоеме;

- Другие (укажите)

4. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома:

- Прячем;

- Учим пользоваться (уточните чем)

5. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время дома один? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:

- Не ешь грязные овощи и фрукты;

- Никому не открывай дверь;

- Не трогай лекарства;

- Не включай газ/плиту;

- Не подходи к телефону;

- Укажите свой вариант.

6. Знает ли Ваш ребенок имя, фамилию, домашний адрес и телефон? (да, нет, незнаю) (укажите что)

7. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок, как вызвать (подчеркните)

- Скорую помощь (да, нет, не знаю)

- Милицию (да, нет, не знаю)

- Пожарных (да, нет, не знаю)

8. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности (по возможности укажите автора и название)

9. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях на дороге? (по возможности укажите название).

10. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада с ознакомлении с правилами безопасности жизнедеятельности?

11. Оказывает ли образовательная организация помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?

12. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов образовательной организации?

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и содержание работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах
Опубликовано: 18 мая 2020 в 21:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД