Екатерина Николаева
Организация инновационных моделей взаимодействия семьи и ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Вопрос взаимодействия с семьей воспитанника - один из самых актуальных вопросов организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Этот вопрос нельзя оставлять «на обочине» всего образовательного процесса. Работа дошкольной образовательной организации с семьей – это полноценная, неотъемлимая часть образовательной работы. На это ориентирован Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт ставит задачу «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом, осуществление образовательной работы во взаимодействии с семьей является одним из принципов образовательного стандарта.
Публикация «Организация инновационных моделей взаимодействия семьи и ДОО» размещена в разделах
В чем суть работы по взаимодействию ДОО и семьи? В психолого-педагогической литературе взаимодействия с семьями воспитанников определено как состояние взаимосвязи педагогических явлений, их обоюдное действие, приводящее к изменению качеств и свойств. Если образовательный процесс направлен непосредственно на развитие ребенка дошкольного возраста, то взаимодействие с родителями происходит для установления партнерских взаимоотношений родителей дошкольников и ДОО для согласования образовательных усилий. Модель взаимодействия педагога и родителей воспитанников нацелена на формирование общего образовательного пространства для ребенка, привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Модель взаимодействия - это глобальный взгляд на поведение множества субъектов. Модель взаимодействия ДОО и семьи воспитанников, или педагога с родителями воспитанников – это способ поведения эти субъектов образовательного процесса при их взаимодействии. Потому, результат реализации определенной модели взаимодействия зависит от выбора способа поведения родителем (отказ от взаимодействия, неактивное поведение). Однако, такой результат достаточно предсказуем при условии выбора педагогом ДОО модели взаимодействия с учетом особенностей семей воспитанников. В свете вышесказанного, для реализации любой модели ДОО и семьи необходимо создать определенные условия:
1. Преодоление плохой мотивации родителей к участию в образовательном процессе. .
2. Изучение семей детей
3. Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
5. Преодоление тематического, методического разрыва между воспитанием и образованием ребенка в ДОО и семье
6. Осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания
7. Информировать полно и своевременно родительскую общественность о мероприятия в жизни группы и ДОО
8. Формирование доверительного отношения родителей к детскому саду, педагогу
9. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы.
Указанные выше факторы традиционно рассматриваются как цель взаимодействия ДОО и семьи, однако такой подход не является верным в корне. Все вышеперечисленные условия взаимодействия ДОО и семьи не могут рассматриваться как цель взаимодействия. Целью взаимодействия родителей и детского сада является результат развития ребенка на этапе завершения им дошкольного образования. Эта цель определена Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, и только с данной целью ДОО может взаимодействовать с семьей воспитанника в условиях реализации ФГОС ДО.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта само себе является инновационным образовательным процессом. Модели взаимодействия ДОО и семьи в рамках реализации ФГОС ДО так же требуют модернизации. ФГОС ДО внедрил инновационные требования к образовательному продукту и результату образовательной деятельности, что требует улучшения качества образования.
С точки зрения педагогики, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, инновационная модель взаимодействия в родительской общественностью состоит в определении ДОО или педагогом ДОО:
1. Новых целей взаимодействия (цель определена ФГОС ДО)
2. Новой формы взаимодействия
3. Нового способа поведения в таком взаимодействии
4. Нового содержания взаимодействия
Организатором взаимодействия педагога и семьи является дошкольная образовательная организация и сам педагог. В условиях реализации ФГОС ДО, организация реализации инновационной модели взаимодействия с семьей должна учитывать :
1. Новая цель взаимодействия – достижение результатов развития ребенка по завершению им дошкольного образования, улучшение качества образовательного процесса.
2. Подбор новой формы взаимодействия. Новые формы общеизвестны и широко используются в педагогической практике – круглые столы, брифинги, совместные мероприятия, индивидуальные консультации, беседы и т. д. При этом индивидуальная форма взаимодействия (беседа, консультация) является инновационной в силу того, что дает большие возможности учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
3. Подбор нового способа поведения. Поведение ДОО и педагога должно быть демократичным в силу равноправия субъектов образовательного процесса, однако педагогу необходимо соблюдать приоритет прав родителей на воспитание и образование ребенка перед всеми другими лицами. Взаимодействие с родителями – это партнерские отношения субъектов образовательного процесса, направленные на достижения его цели – достижения ребенком образовательного результата.
4. Новое содержание работы с родителями. Исходя из целей и принципов ФГОС ДО, содержание работы с родителями должно быть ориентировано на психолого-педагогическую поддержку семейного воспитания ребенка и проходить также в пяти образовательных областях, предусмотренных Стандартом.
Список использованной литературы:
1. Агавелян М. Г, Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С. 127-129.
2. Бекетова О. А. Инновация в образовании : понятие и сущность [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5986/ ( дата обращения: 29.02.2020)
3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2000. 211 с.
4. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: метод. руководство для работников ДОУ. М. : Сфера, 2001. 312 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки образовательного стандарта дошкольного образования» России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного [Электронный ресурс] URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 25.11.2016 г.)
6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. ; Под ред. Е. Г. Силяевой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
7. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М. : Школа-Пресс, 2000 г. – с. 492.