Получи документы

Консультация «Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности»

Любовь Михайловна Печикина
Консультация «Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности»

Под коррекционно – развивающей сенсорной средой я подразумеваю специально организованную предметно - пространственную среду: сенсорно - стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Основные требования к предметно - развивающей среде – это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Публикация «Консультация „Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности“» размещена в разделах

Учитывая существующие в психологии подходы к формированию психических функций, можно условно разделить весь используемый дидактический материал для проведения работы по сенсорному развитию на несколько групп:

-функционально ориентировочные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций : строительные конструкторы с комплексом цветных деталей, пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото и др. интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши – формы, объекты для сериации, предметы – головоломки и др.);

- полифункциональные материалы – объемы набивные модули (сенсорные модули, крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.

- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, а именно - спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др. ; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнуровки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент и др. ;

- природный материал: коллекция плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качества, величина и др., но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка;

- оборудование для занятия музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио видеокассет, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и др. ;

- оснащение для арттерапии: различные куклы и игрушки, элементы одежды, костюмов; «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки – маркеры» - своеобразные «знаки пространства» - игровой материал, указывающий на место действия, обстановку,в которой она происходит (например, кукольная комната);

- иллюстративный и образносимволический материал: схемы – планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и события, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.)

- наглядно – графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи – карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;

- нормативно – знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., то есть материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

- материалы и принадлежности для изобразительной (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий)

В настоящее время существует большое разнообразие дидактических игрушек и игровых пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущение, слуховое восприятие. Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетически, иметь коррекционно – развивающую направленность. Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий в оформлении сенсорных уголков вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит – познавать.

Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Все сенсорные дидактические игры условно можно разделить на две группы:

1) Игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;

2) Игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то ест на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения)

3) Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений; учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, та и по их назначению. В игре воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, обогащается эмоциональная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения заданию; дает возможность индивидуализировать работу с каждым ребенком с учетом его умственных и психофизических способностей. Педагог может предложить одну и ту же игру для нескольких возрастных групп, применяя при повторении более сложный вариант.

Методика применения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям; по окончании необходимо подвести итоги. Также следует помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью из – за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении свих действий.

Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.

Публикации по теме:

Организация различных видов деятельности дошкольников в развивающей предметно-пространственной среде План методической работы по проблеме: "Организация различных видов деятельности дошкольников в развивающей-предметно-пространственной среде".

Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует.

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Растения Мордовии» для старшей группы детей с заиканием Цель: автоматизировать плавную и медленную речь в процессе коррекционно-развивающей деятельности. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект итогового занятия коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе «По дороге в школу» Задачи: - расширять словарный запас детей по теме «школа», «школьные принадлежности»; - формировать положительную школьную мотивацию у детей.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе Цель: развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие» Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие».

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни.

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС Емельянова Н. В. – учитель –логопед, Тюрк А. В. – учитель –логопед МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок» Организация коррекционно – развивающей.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в первой младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в первой младшей группе Наша группа «Солнышко» оформлена просто, но в определенном стиле, в специально подобранной цветовой гамме. Каждая вещь находится на том.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности»
Опубликовано: 9 августа 2015 в 19:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД