МААМ-картинки

Организация коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Татьяна Щербинина
Организация коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.

В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с диагнозом общее недоразвитие речи. Это сложное и трудноустранимое нарушение, которое распространяется как на звуковую, так и на смысловую стороны речи. Кроме того, дети, поступающие в логопедическую группу, наряду с речевым дефектом, имеют сопутствующие нарушения:

- снижение познавательной активности,

Публикация «Организация коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

- отклонения в эмоционально-волевой сфере,

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

Нарушение процесса развития письменной речи у детей — дисграфия — это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний в целом. В отечественной педагогике существует два основных направления изучения дисграфии у детей: психолого-педагогическое и нейропсихологическое. Возникновение дисграфии представители первого направления объясняют нарушением или несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс письма (Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова и др.). Нейропсихологическое направление основано на фундаментальных трудах Л. С. Выготского и А. Р. Лурия. Согласно исследованиям Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович дисграфия может быть результатом нарушения любого из структурных компонентов функциональной системы письма.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма:

Фонетические ошибки:

• смешения букв, обозначающих близкие по артикуляторно-акустическим признакам звуки;

• нарушение в обозначении мягкости согласных на письме;

• нарушение анализа структуры слова: пропуски, недописывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы, персеверации;

Нарушение анализа структуры предложения:

• слияние слов (в том числе и предлога со словом);

• раздельное написание частей слова (в том числе и приставки в слове).

Оптические ошибки:

• смешения графически сходных рукописных букв;

• зеркальное письмо.

Морфологический аграмматизм (ошибки словообразования и словоизменения).

Синтаксический аграмматизм (нарушение последовательности слов в предложении, пропуск главных и значимых второстепенных членов предложения).

Дисграфия, как правило, сопровождается и неречевой симптоматикой (неврологическими отклонениями, нарушением познавательной деятельности и т. д.).

Большинство выпускников логопедических групп нашего города обучаются в общеобразовательных школах, поэтому проблему профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением речи можно отнести к числу актуальных и практически значимых. В соответствии с федеральными государственными требованиями содержание коррекционной работы должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной помощи.

Наиболее ранняя и целенаправленная работа по предупреждению предпосылок нарушений письменной речи является одним из важнейших условий обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Организация коррекционной работы по профилактике дисграфии начинается с логопедического обследования, направленного на изучение у детей особенностей состояния речевых и неречевых процессов, т. е. предпосылок овладения письмом. На основе полученных результатов определяются базовые направления профилактической работы, которые включают в себя традиционные методы в сочетании с новыми современными приемами и технологиями. В последние годы особенно интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода к решению проблемы готовности к школьному обучению.

Основные направления в профилактике дисграфии

Развитие сенсомоторных функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, конструктивного праксиса).

Развитие психических процессов (памяти, мышления).

Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (совершенствование фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи).

Одной из важнейших предпосылок овладения письмом является фонематический слух, поскольку нет и не может быть такого вида психической деятельности, которая не была бы напрямую зависима от сформированности этого психологического фактора (А. В. Семенович). Недоразвитие фонематического слуха приводит к ошибкам смешения, замен и пропусков букв, а также отражению неправильного звукопроизношения на письме. Процесс становления слухо-речевого гнозиса в онтогенезе иерархически надстраивается и дебютирует с реагирования и узнавания бытовых, природных и музыкальных шумов, а также голосов животных и людей. Ведь узнавание и дифференциация сходных по звучанию бытовых и музыкальных шумов является необходимой предпосылкой формирования фонематического слуха. Для развития межфункциональных взаимодействий полезно следующее упражнение: педагог воспроизводит любой из шумов, а ребенок угадывает, чем он стучал (шуршал, гремел, играл на музыкальном инструменте и т. д.).

На следующем этапе можно приступать к формированию собственно фонематического слуха – речевого звукоразличения. Выделению речевого звука на слух предшествует работа с его утрированным произнесением (мной, совместным уточнением артикуляции. Одновременно мы получаем эффект оптимизации кинестетического фактора речи. Можно выделять звук хлопками, топотом, поднятием цветного сигнала и т. д. Завершающим этапом является формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Следующей предпосылкой дисграфии является недоразвитие зрительного гнозиса и пространственных представлений, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Развитие у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности. Если ребенок не дифференцирует правую, левую стороны, то первым шагом должна стать маркировка левой руки. На нее можно надеть яркий браслет или тряпочку. Таким образом, мы даем опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а потом уже превращается в абстрагированные пространственные представления (А. В. Семенович). Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является освоение пространства собственного тела, т. е. соматогнозис. Следующий шаг – освоение внешнего пространства, который включает в себя, во-первых, движения в разных зонах пространства, во-вторых, двигательные диктанты. Наконец, вершиной усвоения пространственных представлений являются логико-грамматические конструкции, формирование которых начинается с введения в работу предлогов.

Параллельно идет направленная работа над развитием зрительного восприятия, формированием оптико-пространственных представлений через конструирование и копирование, а также внедрение в коррекционный процесс графических схем и диктантов.

Огромное коррекционное значение имеют пальчиковые игры и кинезиологические упражнения. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Известно, что феномен зеркальности, который демонстрируют дети в процессе усвоения букв и цифр – это факт несформированности функциональной асимметрии мозга. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», направлены на развитие межполушарного взаимодействия, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность.

Таким образом, поиски новых путей повышения результативности коррекционной работы показали, что добиться положительного результата в коррекции речевых нарушений можно, если оптимизировать содержание и методы работы.

В данной работе была осуществлена попытка организации коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у детей-логопатов с учетом нейропсихологического подхода.

Литература: Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 3–4 лет Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 19:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербинина (УИ 298654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД