Светлана Тронь
Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»
Макет «Русская изба» предназначен для осуществления познавательного и речевого развития детей с Ограниченными Возможностями Здоровья, т е для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Вызвать интерес к прошлому, желание узнавать новое, воспитывать любовь к малой родине, развитие речи.
Задачи:
Публикация «Организация коррекционной работы с использованием макета „Русская изба“» размещена в разделах
Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.
Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать связную речь. Формировать грамматический строй речи.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Приобщать к культуре своего народа.
Русская народная культура обладает богатейшим материалом для знакомства детей с миром искусства, с традициями русского народа, что способствует художественно – эстетическому, а также речевому развитию детей.
Современным детям, а особенно детям с ОВЗ, сложно представить, как жили раньше люди без телевизоров, компьютеров, что такое печка. Данный макет способствует раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию прошлого своей Родины.
Макет «Русская изба» дает детям возможность не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его.
Макет избы в нашей группе находится в уголке краеведения. Макет «Русская изба» мобильный. Его можно переставлять с места на место.
Макет удобен тем, что его в любой момент можно достать, посмотреть, поиграть с предметами, активизируя свою речь.
Я заметила, что данный макет вызвал большой интерес у детей, как активно начала развиваться их речевая деятельность. Тема речевого развития детей мне очень близка, т к в группе много детей с нарушением речи. Я увидела, что играя с макетом у детей улучшилась разговорная речь, начал расширяться словарный запас.
Макет «Русская изба» можно использовать для проведения различных мероприятий для детей с ОВЗ: Непосредственно Образовательная Деятельность, бесед, для игр детей, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма, при этом развивая свою речь.
Играя с макетом, дети с ОВЗ получают положительные эмоции, учатся воображать, при этом развивая и обогащая свою речь такими существительными как : дом, изба, сруб, ставни, окно, люлька, половик, лапти, печка, чугунок, ложка, крынка, кузовок, одежда, еда, ухват, стол, скамья, семья, мать, отец, дети;
Прилагательными : деревянный, железный, глиняный, тряпичный, плетеный, красивый, большой, маленький, длинная, горячий, доброжелательный, трудолюбивый;
Глаголами: варить, подметать, убирать, строить, рубить, петь, нянчить, плести, одеть, надеть, сшить, поставить, накормить, ткать
Слайд 4
Первое знакомство с макетом
Дети рассказывают, что наступает зима, крыша дома покрывается снегом. Дети с интересом покрывают крышу дома ватой- снегом. Все действия детей сопровождаются речью
Слайд 5
Я рассказываю, что изба- это дом, в котором живут люди. Дети рассматривают его и добавляют, что у дома не хватает животных. Я предлагаю построить подворье, где они самостоятельно расставляют животных. Пособие можно использовать на занятиях по теме надели «Животный мир»
Слайд 6
И тех животных, которые могут жить в доме с людьми – кошка, собака
Все действия детей сопровождаются речью, рассказом.
Слайд 7
В нашем доме живут люди. Предлагаю им сделать одежду. Одеть маму. Запеленать малыша. Данное пособие можно использовать на занятиях по темам «Наш быт», «Народная культура и традиции»
Также, я предлагаю детям игры и упражнения на развитие внимания и активизации словаря и связанной речи :
Слайд 8
Игры:
«Убери лишнее» : в избе выставляются предметы современного и старинного быта. Детям предлагается убрать из избы лишние предметы.
Камин, стиральная машинка
«Расставь предметы» :
ребенок самостоятельно расставляет предметы в пустой избе. Все действия ребенка сопровождаются рассказом, уточнением педагога о значении и использовании предметов в старину
В более старшем возрасте могут быть предложены такие задания:
«Отгадай загадку и найди предмет» :
Загадываются загадки, ребенок ищет отгадку в предметах интерьера и ставит их на место/ показывает его
(ПЕЧКА
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
То она печет блины,
То показывает сны.
Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка… ПЕЧКА
- обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)
ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
СТОЛ
Загадка Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
СУНДУК
* бабушкино хранилище
ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)
ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.)
Слайд 9
«Что изменилось»
Незаметно добавляется какой то предмет, дети угадывают, что добавилось
Все действия сопровождаются речью
«Чего не стало»
Незаметно убирается какой то предмет, дети должны вспомнить и сказать, чего не стало
Слайд 10
«Придумай и расскажи сказку»
Дети самостоятельно выбирают предметы, игрушки и придумывают сказку.
«Узнай по описанию»
Она белая, горячая, на ней готовили еду –печь
Она кирпичная, длинная, горячая –труба
На нем стоит посуда, за ним едят -стол
«Четвертый лишний»
Посуда: тарелка, чашка, ручка, ложка
Мебель: стол, мяч, стул, кровать
Так же, я использую уже сейчас упражнения на Обогащение словаря с помощью образования притяжательных прилагательных:
Уши кошки (чьи уши)- кошачьи
Лапа собаки (чья лапа)-собачья
Хвост петуха (чей хвост)-петушиный
С помощью относительных прилагательных:
Стол из дерева-деревянный
Труба из кирпича-кирпичная
Крыша из соломы-соломенная
«Подбери признак»
Печь какая?- белая, кирпичная, старая, новая…
Труба какая? Длинная, кирпичная, горячая
Стол какой? Деревянный, квадратный, большой, высокий
«Назови действия»
Кошка (что делает)- прыгает, сидит, мяукает, мурлычет, царапается
Печь (что делает) – греет, готовит
Самовар (что делает) – стоит, пыхтит…
«Назови ласково»
Стол-столик, печь-печечка, кровать-кроваточка, труба-трубочка, чугунок-чугуночек, ухват- ухваточек, изба- избушечка, лавка-лавочка, сундук-сундучок…
«Назови все деревянные слова» в доме – крыша, пол, стол, стул, кровать
«Назови все белые слова» в доме – печь, посуда
«Назови все мягкие слова» - кошка, кровать, подушка
«Назови все горячие слова» - самовар, печка, труба
«Один-много»
Труба-трубы, стол-столы, кровать-кровати, печь-печи, ухват-ухваты, кот-коты, собака-собаки, самовар-самовары
«Большой – маленький»
Дом-домик, лавка-лавочка, кот-котик, окно-окошечко, чашка-чашечка
Развитие грамматического строя речи:
Упражнения на употребление предлогов:
Где стоит чашка? –Чашка стоит на столе
Где стоит стул? – Стул стоит у стола
Куда спрятался котенок –Котенок спрятался за сундук
На развитие фонематического слуха :
Уже сейчас, в средней группе мы можем :
Разделить на части слова хлопками: печ-ка, Кры-ша, тру-ба, стол, Лав-ка, кош-ка, кро-вать, люль-ка, ок-но, став-ни
Назвать слова на заданный звук
К – кошка, кровать, курица
С- стол, стул, самовар, сундук
П- пол, полка.
В дальнейшем я буду использовать такие упражнения, как
Из перечисленных слов выбрать слова на заданный звук
Б – утка, труба, стол
К – кровать, крыша, стул
С –сундук, окно, дом
Поймай нужный звук, хлопни в ладоши
К – крыша, печка, труба, кошка, стол, сундук, кровать, самовар
Также с любыми другими звуками
Произнести по порядку все звуки в слове:
Дом-д,о,м
Труба –т,р,у,б,а
Крыша – к, р, ы. ш,а
Стол –с,т,о,л
В подготовительной группе с помощью схем можно использовать такое упражнение : Определить место звука в слове
Т труба, стол, петух, кот
К – кошка, ложка, кровать
В итоге я хочу добавить, что макет изба это многофункциональное пособие, которое активно развивает внимание, память, воображение, а самое главное речевую деятельность детей.