Лучший педагог года

Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»

Светлана Тронь
Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»

Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»

Макет «Русская изба» предназначен для осуществления познавательного и речевого развития детей с Ограниченными Возможностями Здоровья, т е для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Вызвать интерес к прошлому, желание узнавать новое, воспитывать любовь к малой родине, развитие речи.

Задачи:

Публикация «Организация коррекционной работы с использованием макета „Русская изба“» размещена в разделах

Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать связную речь. Формировать грамматический строй речи.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Приобщать к культуре своего народа.

Русская народная культура обладает богатейшим материалом для знакомства детей с миром искусства, с традициями русского народа, что способствует художественно – эстетическому, а также речевому развитию детей.

Современным детям, а особенно детям с ОВЗ, сложно представить, как жили раньше люди без телевизоров, компьютеров, что такое печка. Данный макет способствует раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию прошлого своей Родины.

Макет «Русская изба» дает детям возможность не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его.

Макет избы в нашей группе находится в уголке краеведения. Макет «Русская изба» мобильный. Его можно переставлять с места на место.

Макет удобен тем, что его в любой момент можно достать, посмотреть, поиграть с предметами, активизируя свою речь.

Я заметила, что данный макет вызвал большой интерес у детей, как активно начала развиваться их речевая деятельность. Тема речевого развития детей мне очень близка, т к в группе много детей с нарушением речи. Я увидела, что играя с макетом у детей улучшилась разговорная речь, начал расширяться словарный запас.

Макет «Русская изба» можно использовать для проведения различных мероприятий для детей с ОВЗ: Непосредственно Образовательная Деятельность, бесед, для игр детей, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма, при этом развивая свою речь.

Играя с макетом, дети с ОВЗ получают положительные эмоции, учатся воображать, при этом развивая и обогащая свою речь такими существительными как : дом, изба, сруб, ставни, окно, люлька, половик, лапти, печка, чугунок, ложка, крынка, кузовок, одежда, еда, ухват, стол, скамья, семья, мать, отец, дети;

Прилагательными : деревянный, железный, глиняный, тряпичный, плетеный, красивый, большой, маленький, длинная, горячий, доброжелательный, трудолюбивый;

Глаголами: варить, подметать, убирать, строить, рубить, петь, нянчить, плести, одеть, надеть, сшить, поставить, накормить, ткать

Слайд 4

Первое знакомство с макетом

Дети рассказывают, что наступает зима, крыша дома покрывается снегом. Дети с интересом покрывают крышу дома ватой- снегом. Все действия детей сопровождаются речью

Слайд 5

Я рассказываю, что изба- это дом, в котором живут люди. Дети рассматривают его и добавляют, что у дома не хватает животных. Я предлагаю построить подворье, где они самостоятельно расставляют животных. Пособие можно использовать на занятиях по теме надели «Животный мир»

Слайд 6

И тех животных, которые могут жить в доме с людьми – кошка, собака

Все действия детей сопровождаются речью, рассказом.

Слайд 7

В нашем доме живут люди. Предлагаю им сделать одежду. Одеть маму. Запеленать малыша. Данное пособие можно использовать на занятиях по темам «Наш быт», «Народная культура и традиции»

Также, я предлагаю детям игры и упражнения на развитие внимания и активизации словаря и связанной речи :

Слайд 8

Игры:

«Убери лишнее» : в избе выставляются предметы современного и старинного быта. Детям предлагается убрать из избы лишние предметы.

Камин, стиральная машинка

«Расставь предметы» :

ребенок самостоятельно расставляет предметы в пустой избе. Все действия ребенка сопровождаются рассказом, уточнением педагога о значении и использовании предметов в старину

В более старшем возрасте могут быть предложены такие задания:

«Отгадай загадку и найди предмет» :

Загадываются загадки, ребенок ищет отгадку в предметах интерьера и ставит их на место/ показывает его

(ПЕЧКА

Дом – белый.

Дверь – черная.

Хозяин красный.

Что в дом вошло –

Все в небо ушло.

То она печет блины,

То показывает сны.

Доскажите словечко:

- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка… ПЕЧКА

- обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА

БОЖНИЦА

Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)

ЛАВКА, СКАМЬЯ.

На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

СТОЛ

Загадка Под крышей - ножки,

На крыше – ложки,

А рядом с ними

С похлебкой плошки.

СУНДУК

* бабушкино хранилище

ПОСУДА

*Назовите одним словом

(показать картинки)

ЧУГУНОК

В нем готовили пищу в печке.)

Слайд 9

«Что изменилось»

Незаметно добавляется какой то предмет, дети угадывают, что добавилось

Все действия сопровождаются речью

«Чего не стало»

Незаметно убирается какой то предмет, дети должны вспомнить и сказать, чего не стало

Слайд 10

«Придумай и расскажи сказку»

Дети самостоятельно выбирают предметы, игрушки и придумывают сказку.

«Узнай по описанию»

Она белая, горячая, на ней готовили еду –печь

Она кирпичная, длинная, горячая –труба

На нем стоит посуда, за ним едят -стол

«Четвертый лишний»

Посуда: тарелка, чашка, ручка, ложка

Мебель: стол, мяч, стул, кровать

Так же, я использую уже сейчас упражнения на Обогащение словаря с помощью образования притяжательных прилагательных:

Уши кошки (чьи уши)- кошачьи

Лапа собаки (чья лапа)-собачья

Хвост петуха (чей хвост)-петушиный

С помощью относительных прилагательных:

Стол из дерева-деревянный

Труба из кирпича-кирпичная

Крыша из соломы-соломенная

«Подбери признак»

Печь какая?- белая, кирпичная, старая, новая…

Труба какая? Длинная, кирпичная, горячая

Стол какой? Деревянный, квадратный, большой, высокий

«Назови действия»

Кошка (что делает)- прыгает, сидит, мяукает, мурлычет, царапается

Печь (что делает) – греет, готовит

Самовар (что делает) – стоит, пыхтит…

«Назови ласково»

Стол-столик, печь-печечка, кровать-кроваточка, труба-трубочка, чугунок-чугуночек, ухват- ухваточек, изба- избушечка, лавка-лавочка, сундук-сундучок…

«Назови все деревянные слова» в доме – крыша, пол, стол, стул, кровать

«Назови все белые слова» в доме – печь, посуда

«Назови все мягкие слова» - кошка, кровать, подушка

«Назови все горячие слова» - самовар, печка, труба

«Один-много»

Труба-трубы, стол-столы, кровать-кровати, печь-печи, ухват-ухваты, кот-коты, собака-собаки, самовар-самовары

«Большой – маленький»

Дом-домик, лавка-лавочка, кот-котик, окно-окошечко, чашка-чашечка

Развитие грамматического строя речи:

Упражнения на употребление предлогов:

Где стоит чашка? –Чашка стоит на столе

Где стоит стул? – Стул стоит у стола

Куда спрятался котенок –Котенок спрятался за сундук

На развитие фонематического слуха :

Уже сейчас, в средней группе мы можем :

Разделить на части слова хлопками: печ-ка, Кры-ша, тру-ба, стол, Лав-ка, кош-ка, кро-вать, люль-ка, ок-но, став-ни

Назвать слова на заданный звук

К – кошка, кровать, курица

С- стол, стул, самовар, сундук

П- пол, полка.

В дальнейшем я буду использовать такие упражнения, как

Из перечисленных слов выбрать слова на заданный звук

Б – утка, труба, стол

К – кровать, крыша, стул

С –сундук, окно, дом

Поймай нужный звук, хлопни в ладоши

К – крыша, печка, труба, кошка, стол, сундук, кровать, самовар

Также с любыми другими звуками

Произнести по порядку все звуки в слове:

Дом-д,о,м

Труба –т,р,у,б,а

Крыша – к, р, ы. ш,а

Стол –с,т,о,л

В подготовительной группе с помощью схем можно использовать такое упражнение : Определить место звука в слове

Т труба, стол, петух, кот

К – кошка, ложка, кровать

В итоге я хочу добавить, что макет изба это многофункциональное пособие, которое активно развивает внимание, память, воображение, а самое главное речевую деятельность детей.

Прикреплённые файлы:

maket-ruskaja-izba_n5sao.pptx | 16384,65 Кб
 
Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Цель: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств. Задачи: познакомить детей с предметами быта, постройками,.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет "Русской избы», для воспитания у детей интереса к истории жизни и быта русского народа.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционной работы с использованием макета «Русская изба»
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 13:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД