Юлия
Организация мониторинговой службы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала целостной реальной картины положения дел – исследовались отдельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?», не выявлялись взаимосвязи различных видов деятельности. Поэтому в ДОУ, возникла необходимость создания такой системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и влиять на них. В нашем ДОУ мониторинговая служба существует второй год. Но для того чтобы система мониторинга в нашем ДОУ соответствовала данной цели, проблемно-творческой группой педагогов была проделана большая аналитическая работа, в результате которой определились проблемные зоны, появилась возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее. Была изучена литература по педагогическому мониторингу (Поташник М. М, Крулехт М. В., Тельнюк И. В.). Творческая группа разработала рекомендации и методическое обеспечение по организации образовательного процесса на диагностической основе. Для нашего ДОУ на сегодняшний день актуальны рекомендации Веракса о системе мониторинга по программе «От рождения до школы». На основе теоретических аспектов творческая группа ДОУ осуществила практическую реализацию работы по созданию службы мониторинга в ДОУ. Было разработано «Положение о службе мониторинга в ДОУ». В положении были определены цели, задачи службы, её функции, состав службы мониторинга и организация деятельности. Далее членами службы мониторинга были разработаны формы документирования данных мониторинга :
Публикация «Организация мониторинговой службы в ДОУ» размещена в разделах
• карты развития ребенка в рамках образовательной программы
• карты освоения программы «От рождения до школы»
• критериально-диагностический аппарат
Разработанный критериально – диагностический аппарат позволяет выявить качественное своеобразие ЗУНов, степень продвижения каждого и группы в целом, уровень освоения программного содержания. На основе показателей развития детей разработаны критерии и уровни оценки знаний, умений и навыков по познавательно-речевому развитию, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Данные диагностики позволяют педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Мы отбираем материалы для каждого ребенка в зависимости от индивидуальной ситуации, его развития. Необходимо владеть ситуацией, легко импровизировать, постоянно планировать свои педагогические действия и контролировать их результаты применительно к каждому ребенку.
На основе мониторинговых исследований на начало учебного года педагогами и специалистами ДОУ составляется план работы с детьми, имеющими уровень развития «ниже среднего», затем проводится индивидуальная или индивидуально – подгрупповая работа. Для детей, имеющих сложные медицинские диагнозы, составляем индивидуальный маршрут сопровождения.
Формы документирования составлены в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и используемыми парциальными программами. Чтобы заранее не обречь преобразования на неуспех, требуется вовлечь весь педагогический коллектив в работу мониторинга. В детском саду действует управленческая команда, связанная единством понимания перспективы развития системы ДОУ и направленная на достижение коллективно-программированных результатов. В команду входят: заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитанию и методической работе, педагог-психолог, логопед, старшая медсестра. Первоначальной задачей службы будет обучение педагогического коллектива организации и методики проведения мониторинга. В октябре планируется провести педагогический совет на тему: «Мониторинг – как инструмент управления качеством образования в ДОУ» в форме круглого стола. Будут рассмотрены виды педагогического мониторинга, проведен мини-практикум по построению службы мониторинга в ДОУ. В процессе становления службы мониторинга не раз возникал ряд текущих проблем, встречались трудности:
• Как скорректировать показатели в диагностических листах по видам образовательной деятельности
• Как достичь единство в оформлении регистрационной документации.
• Как добиться четкости в анализе и изложении диагностических данных.
• Как сократить временные затраты на проведение обследования детей.
Данные трудности решаются положительно.