Татьяна Жукова
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.
Публикация «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах, стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.
Содержание музыкальной среды постепенно усложняется по возрастам. Мы стараемся, чтобы оно ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, носило проблемный характер. Это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать, решать проблемные ситуации и творить.
Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей.
При организации предметной среды, а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов. Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.
На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров, из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет:
• научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;
• воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.
Так же легки в исполнении «шуршунчики», «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов: крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)
Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки», вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.
Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи:
• обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;
• развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;
• побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра).
В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики». Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.
Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров. Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов, и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.
Театр Смешарики.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов:
1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка);
3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).
Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.