Лучший педагог года

Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов

Елена Подзорова
Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов

Для укрепления личностного взаимодействия с детьми при организации

образовательного процесса я использую социо – игровые подходы.

Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению.

Публикация «Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов» размещена в разделах

Главная задача воспитателей по социо – игровой технологии заключается в том, чтобы создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества.

В рамках данной технологии я ставлю перед собой задачи:

• помочь детям научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,

творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа :

• на первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, формируется собственная речь);

• на втором этапе – учу организовать свое общение в микро - группе, чтобы выполнять учебную задачу;

• на третьем этапе – создаю условия общения дошкольников.

В организации образовательного процесса создаю условия,

для развития самоценных форм активизации детей, т. е. составление таких

развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобщению к новому опыту, полёту мысли, фантазии, для поддержки самоценной активности детей.

Во всех видах деятельности иду от интересов и возможностей детей, создаю условия для высказывания детьми своих представлений. Надо научиться удивлять, озадачивать своих воспитанников.

Необходимо сменить свою позицию всезнающего, всеведущего судьи, оставить за собой право на ошибку. Играйте в «Незнайку». Пусть дети вас учат, доказывают, рассуждают.

Детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить формальный ответ – а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации общения.

Основной путь к освоению детьми умений и знаний педагоги прокладывают не через объяснения – а через полуобъяснения, вопросительное обращение к детям, загадки – отгадки, тайны и удивления.

Например, рассмотрим ситуацию вопросительного обращения к детям.

Задавая им вопросы типа: «Кто такие разведчики?», «Что такое суша?», не

спешите, выслушайте все детские ответы, удивитесь, попросите повторить, чтобы все

услышали, какой интересный ответ у каждого, а затем втяните их в дискуссию: то, что они услышали – это про одно и тоже или про разное? А если про «разное», то может быть так, что одним и тем же словом называют разные вещи?

И только из детских разговоров мы поймём, о чём они думают, а рассуждая с ними, мы и помогаем им присвоить общественные истины, как свои собственные.

Вторая ситуация – использование загадок – отгадок :

- О чем сегодня пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. (Дерево)

- То, что мы сегодня будем рисовать (лепить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

На спине иголки,

Длинные и колкие,

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног (Ёж)

Ребята отгадывают загадку и обсуждают, как им удалось, или почему неполучилось разгадать ту или иную загадку.

Третья ситуация - таинственная.

Педагог создаёт ситуацию «тайны», прячет её в кулачок или сундучок, коробку, спичный коробок и обыграть ситуацию.

Предлагает детям догадаться и выведать тайну с помощью вопросов.

Игра «Да или нет».

Выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают

водящему вопросы. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Правило в этой игре одно: чтобы угадать, что это, нужно задавать вопросы, но

не перечислять названия – «У тебя это….?»

Можно использовать следующий алгоритм вопросов:

- Это живое? Это не живое? (одушевлённый или неодушевлённый предмет).

- Это можно увидеть в доме (на улице, в море, на реке, в лесу, в поле, в небе?

(место нахождения).

- Это что- то крупное (мелкое? (размер). И. т. д.

Игра «Пум- пум- пум»

- Сегодня мы поиграем в игру «Пум – пум- пум».

Пум - пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают

ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «пум- пум- пум»?

- Для чего «пум- пум- пум» нужен?

- Этот «пум- пум- пум» большой или маленький? И т. д.

Игра «Тайна в кулачке»

Воспитатель шепчет каждому ребёнку слово и просит спрятать слово в кулачок.

Затем предлагает, не называя предмет, рассказать о нём, чтобы остальные

догадались, о чём речь.

Четвёртая ситуация - удивления.

При решении проблемных ситуаций педагог часто использует позицию удивления :

«Я вот всё никак не могу понять, как? почему? зачем…».

Я вот всё никак не могу понять, как оживают деревья?

Я вот всё никак не могу понять, почему осенью у листьев меняется цвет?

Я вот всё никак не могу понять, зачем ежику иголки?

Я вот всё никак не могу понять, куда летят на своих паутинках маленькие

паучки?

Я вот всё никак не могу понять, где у зайца дом?

Я вот всё никак не могу понять, умирают ли зимой деревья? И т. д.

Особый тип ситуаций составляет работа с текстом, когда произведение прочитано и начинается обсуждение.

Тема обсуждения дело тонкое, потому что необходимо сформулировать вопросы не по содержанию, а выходящие за пределы наличной ситуации.

Тогда ребё нок будет занимать по отношению к услышанному активную ответную позицию: соглашаться или не соглашаться, сравнивать, дополнять.

Например, по сказке «Зимовье» :

- В этой сказке есть главный герой?

- Как герои сказки оказались в лесу?

- По чьей воле герои сказки оказались в лесу?

- Герои в зимовье живут или зиму пережидают?

- Отчего волки не могут сами построить себе зимовье?

- Они не могут или не хотят?

- Мог ли кот вместо свиньи делать кирпичи? А наоборот?

- Герои сказки друзья или товарищи по несчастью?

После чтения басни Сергея Михалкова «Бараны» мною были предложены

следующие вопросы:

- Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?

- Какие качества погубили баранов?

- Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?

- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного

опыта.

Рассказывание на темы из личного опыта удовлетворяют потребность ребёнка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников. Поэтому педагогу необходимо создавать многочисленные ситуации, в которых он побуждает детей к высказываниям из личного опыта, используя разнообразные вопросы :

- Кто из вас видел живую белочку? Расскажите, как вы кормили в парке белочку.

- У кого- нибудь ёжик жил дома? Чем его кормили? Где он спал?

- Кому – нибудь из вас посчастливилось увидеть Деда Мороза? Какой он?

- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы видели в зоопарке? и т. д.

То есть общие разговоры всех детей, вокруг какой – то темы ведутся в свободной

форме про то, кто что знает, кто что слышал или видел; кто, где бывал, кто с кем встречался.

Рассмотрим несколько ситуаций из непосредственной образовательной

деятельности по формированию коммуникативной компетентности:

Проблемная ситуация

Предлагаем детям взять по одной части разрезной картины очень внимательно рассмотреть её, стараясь всё запомнить очень хорошо.

Дело идёт к концу, нужна связка. Связка – это плавный переход от одного вида деятельности к другому. Задача воспитателя – удерживать детей во внимании, следить, чтобы не спадал интерес, вовремя привлечь заданием, игровой разминкой, либо подбросить вопрос.

Снова создаём проблемную ситуацию

Воспитатель предлагает выложить общую картину.

Дело снова идёт к концу, нужна связка.

Связка в данной ситуации – воспитатель просит внимательно рассмотреть

картинку, перевернуть её и ответить на вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Сколько на картине взрослых?

- Сколько на картине девочек?

- Сколько на картине мальчиков?

-Сколько вы насчитали на картине деревьев?

- Какое дерево находится в правом верхнем углу?

- Под каким деревом сидит мальчик?

- Сколько детских глаз смотрит на вас с картины?

- Сколько детских ног можно увидеть на картине?

- Чем занимается мальчик?

- Мальчик ловит рыбу или уже поймал?

- Чем занимаются девочки?

- Что в руках у девочки в панаме?

- Что держит в руках, плывущая по реке девочка?

- Сколько косичек у девочки с цветами?

- Какой рисунок на футболке у мальчика?

- Какие цветы в букете девочки?

- Кроме девочки кто ещё плавает по реке?

-Сколько у уточки утят? И. т. д.

Дети вступают в реальный диалог и являются собеседниками.

Дело снова идёт к концу, нужна связка.

Можно предложить снова перевернуть картинку и уточнить, правильно ли они ответили на вопросы.

В заключение игры педагог предлагает взять лист бумаги и разделить его так, чтобы получилось столько частей, сколько в разрезной картине. А затем нарисовать каждому то, что было на его фрагменте.

Таким образом, мой многолетний опыт работы, изучение теоретических аспектов помогли мне выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у дошкольников с использованием социо – игровых подходов.

Публикации по теме:

Работа с родителями как часть образовательного и воспитательного процесса с использованием нетрадиционных форм МКОУ «НШДС С. П. В-АКБАШ» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.

Конспект НОД с использованием социо-игровых технологий «Открытка для мамы» Савина Я. В., воспитатель первой квалификационной категории. Задачи: вызвать интерес к изготовлению открытки, формировать чувство успешности.

Консультация «Организация образовательного процесса в группе раннего возраста» Сегодня мы поговорим об особенностях воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 "Семицветик" Фрунзенского.

Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания (Из опыта работы) Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания учреждений образования, реализующих программы специального.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Работа с одарёнными детьми. Организация образовательного процесса для спортивно одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями.

Родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Общее родительское собрание в Устьянском детском саду проводилось с целью ознакомления родителей с воспитательно-образовательным процессом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 17:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД