Мариет Бжассо
Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Стандарт дошкольного образования не предъяет жесткие требования к результатам освоения программы.
Публикация «Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
* совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
* образовательная деятельность в режимных моментах;
* организованная образовательная деятельность;
* самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает образовательные области :
* социально-коммуникативное развитие;
* познавательное развитие;
* речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие;
* физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как, игровая (включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
* с одним ребенком;
* с подгруппой детей;
* с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
* возрастных и индивидуальных особенностей детей;
* вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
* их интереса к данному занятию;
* сложности материала.
Необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Эффективно использование календарно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например, «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
Необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности.
Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов.
После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.
Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник, куда все и перемещается. (если нет персонажей, то вручаются то гостинцы Деду Морозу, для передачи своим помощникам – зайцам, медвежатам)
Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность.
Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития.
А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи («Речевое развитие», песни («Художественно-эстетическое развитие», приготовить пригласительные (рисование, отправить письма (с/р игра «Почта», «купить» продукты (с/р игра «Магазин»…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных образовательных областей!
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Роль педагога - быть путеводителем. Метод которым пользуется педагог- это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное вдохновить. Единственно приемлемый метод на занятиях - это поощрение, похвала.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы небольшой анкеты, посвященной введению новых стандартов основного образования.
1. Из каких источников Вы узнали о введении в ДОУ нового образовательного стандарта (ФГОС?
1. Ничего не знаю о введении ФГОС
2. Из материалов средств массовой информации
3. Был информирован на родительских собраниях в ДОУ
4. Узнал от детей
5. Увидел информацию на сайте ДОУ
6. Узнал из других источников
2. По каким из перечисленных ниже пунктов Вы достаточно хорошо осведомлены?
1. Сроки введения ФГОС
2. Отличия нового стандарта
3. Современное содержание образования
4. Основные цели воспитания
3. Насколько полно Вы информированы о содержании ФГОС в целом? *
1. Информирован достаточно полно
2. Информирован недостаточно
3. Вообще не информирован
5. Как, по Вашему мнению, изменится качество обучения в ДОУ и школе в результате введения ФГОС? *
1. Значительно улучшится
2. Улучшится, но не сильно
3. Скорее, не изменится
4. Незначительно ухудшится
5. Сильно ухудшится
6. Как отразится введение ФГОС в ДОУ на учебе детей в школе? *
1. Учиться станет легче
2. Ничего не изменится
3. Учиться будет сложнее
7. Как Вы думаете, изменится ли роль родителей в образовательном процессе в связи с введением ФГОС? *
1. Роль родителей усилится
2. Не изменится
3. Роль родителей уменьшится
8. Как Вы относитесь к введению ФГОС в целом? *
1. Положительно
2. Отрицательно
9. Планируете ли Вы продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно? *
1. Да
2. Нет
3. Не могу сказать определенно