Светлана Викторовна
Организация образовательной деятельности с использованием игры — конструктора «Геоконт» В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволяют легко осваивать новое.
Дети, посещающие дошкольные учреждения из семей, где родители
много работают и не имеют возможности уделять ребенку достаточное коли-
чество времени, проявляют затруднения в развитии. У многих воспитанников
в связи с этим, выявляются проблемы с речью. Известно, что развитие мыс-
лительных и интеллектуальных процессов необходимо начинать с движения
рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Для дошкольников
лучшая форма обучения – это игра.
Публикация «Организация образовательной деятельности с использованием игры — конструктора „Геоконт“ В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Темочки
Существует большое количество игр, которые способствуют развитию
моторики рук, творческих способностей детей, важно подобрать методику,
которая помогла решить не только данную задачу, но и заинтересовать детей.
Данная задача полностью реализована в технологии В. В Воскобовича. Имен-
но развивающие игры Воскобовича – это современная, инновационная, твор-
ческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных прин-
ципа – интерес, познание, творчество. Кроме того, персонажи сказок позво-
ляют создать новую сказку. Дети с интересом принимают появление Малыша
Гео, Ворона Метра, радужных гномов Кохле, Охле, Желе, Зеле, Селе, Фи.
Слушая сказку, они погружаются в нее и становятся ее участниками, встре-
чают сказочных героев, гуляют вместе с ними по сказочному пространству,
«проживают» веселые и таинственные приключения, тем самым, решают
определенные задачи, отвечают на вопросы, выполняют творческие задания,
совершенствуют речь. Через сказку дети познают мир, воспринимают обра-
зы, а важная информация усваивается незаметно.
Одна из универсальных и эффективных базовых игр Воскобовича
«Геоконт» – резиновый конструктор. Игра «Геоконт» представляет собой де-
ревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», в ходе игры на них
натягиваются разноцветные резинки, каждый гвоздик имеет свои координаты
(например, Ж 2 – желтый «луч», второй «гвоздик»). С помощью разноцвет-
ных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры раз-
ного размера, симметричные и несимметрические узоры, контуры предмет-
ных форм окружающего мира, таким образом, развиваются сенсорные и по-
знавательные способности дошкольников.
Конструирование геометрических фигур способствует развитию пред-
ставлений об эталонах формы, при этом работают зрительный и осязательно-
тактильный анализаторы. Это имеет огромное значение для их умственного
развития. Конструирование фигур на «Геоконте» способствует общему раз-
витию моторики пальчиков детей, что важно для улучшения речи и интел-
лекта. Например, Паук Юка может познакомить детей с различными свой-
ствами: упругость, мягкость, так как резинки тянутся и возвращаются в ис-
ходное положение. Из резинок дети строят не только геометрические фигу-
ры, но и разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представ-
ленные в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Использова-
ние схем в игровой деятельности способствует формированию символиче-
ской функции сознания. Главное не утратить детскую любознательность и
способность творить, фантазировать, учить детей быть уверенными в себе, в
своей талантливости.
В игре нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ори-
ентироваться на уровень развития ребенка, подбирая игровые задания по си-
лам. Дети младшего дошкольного возраста с Вороном Метром, осваивая игру
«Геоконт» натягивают резинку на «гвоздики», затем конструируют простые
геометрические фигуры (дорога, (прямая, тропинка в лесу (кривая, элемен-
тарные контуры предметных форм и создают по собственному замыслу обра-
зы объектов. Малыши знакомятся с персонажами сказки и рассказывают ее
упрощенный вариант. (Малыш Гео вместе с паучатами играет в лесу, состав-
ляя разные предметы, предлагая друг другу угадать на какой предмет похожа
натянутая паутинка).
Дети старшего дошкольного возраста конструируют не только геомет-
рические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные
игровые задания. Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дя-
дя Слава» погружают детей в мир геометрии, где они осваивают основные
геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «мно-
гоугольник» и т. д. В этой сказке малыш Гео попадает в Фиолетовый лес, в
котором находит Чудесную поляну и узнает ее тайну. Гео знакомится с Лу-
чом Владыкой – это ослепительно белый луч света, направленный в центр
поляны. А из центра во все концы расходятся семь разноцветных, как в раду-
ге лучей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето-
вый. Малыш узнает, что лучи бывают солнечные и несолнечные, получает
представление, что такое луч, точка. Ворон Метр рассказывает Гео, что каж-
дый луч имеет свое имя и каждый гвоздик на каждом лучике тоже имеет свое
имя. Вот это луч К, а на нем гвоздик К 1, К 2, К 3, К 4. Так Гео узнает про
цифры и буквы. Затем Гео знакомится с пауком Юком и благодаря его пау-
тинкам узнает, что такое прямая и отрезок. Паук Юк натягивает паутинку, а
Гео называет имя отрезка, название гвоздика в начале и в конце. Ворон Метр
знакомит Гео с кривыми линиями, рассказывая о радуге, состоящей из разно-
цветных кривых линий, о тропинке в лесу. Малыш узнает, что линии бывают
замкнутыми и разомкнутыми.
Создавая различные игровые ситуации, например, Паук Юк сплел уди-
вительную паутину, рассматриваем ее, обследуем. Она очень понравилась
Паучку Чок-Чоку. Он очень захотел сплести такую же, но Паук Юк спрятал
ее. Предлагаем детям вспомнить, как она выглядела, сплести для паучка Чок-
Чока. Тем самым развивая зрительную память ребенка.
Предлагая ребенку ситуацию, где Паучок Чок-Чок сплел квадрат, и де-
тям предлагают какими разными способами этот квадрат можно превратить в
прямоугольник. Потом можно поэкспериментировать с формой превращая ее
в различные предметы, таким образом развивается логическое мышление.
Для заинтересованности детей к занятиям с «Геоконтом» достаточно
организовать один раз объяснение правил и задач, а технологичность и до-
ступность материала позволят ребенку каждый раз открывать для себя ее но-
вые и новые грани. Неструктурированный, образный материал стимулирует
спонтанное творчество, и тут задача педагога использовать гибкость игровой
системы. Принцип «играем-чувствуем-познаем», последовательно, шаг за
шагом, обеспечивает технологическую модель обучения и нескучное время-
провождения. Интеллектуальные путешествия будут интересны ми и радост-
ными, если всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным
участником игр, способным, как и ребенок, ошибаться, если не спешить ука-
зывать детям на ошибки.
Игры и упражнения с «Геоконтом» можно предлагать детям в образо-
вательной деятельности и в свободные часы, как в детском саду, так и дома,
видоизменяя и усложняя задачи.