Получи документы

Консультация «Организация общения дошкольников с музыкой»

Лидия Калачева
Консультация «Организация общения дошкольников с музыкой»

Организация общения дошкольников с музыкой.

Калачева Л. А. музыкальный руководитель в ДОУ.

Каждое общение с музыкой должно приносить художественное наслаждение, иначе интерес к ней пропадет. Вдумчивый педагог, поэтому, отбирает всегда художественно полноценные произведения, но сначала более простые, доступные его питомцам, хорошо ими осваиваемые вещи, чтобы постепенно, по мере развития слухового опыта, привести их к произведениям более сложным, более глубоким, и всегда только так, чтобы радость от общения с ними не исчезала.

Публикация «Консультация „Организация общения дошкольников с музыкой“» размещена в разделах

Немаловажно, как свидетельствует опыт, и время художественного общения : оно не должно превышать возможностей детской аудитории сохранять пристальное внимание и жгучую заинтересованность. Даже при умном подборе произведений чрезмерные порции художественного воздействия убивают его эффективность, и радость первых впечатлений сменяется усталостью и скукой, а стремление к искусству – желанием бежать от него. При первых признаках потери внимания, утомляемости надо увести детей в тот самый момент, пока они хотят еще слушать музыку, чтобы таким образом сохранить желание новых посещений, стремление к ним.

Музыкальное наследие поистине неисчерпаемо. Опору музыкального воспитания составляют произведения М. Глинки, П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига и других выдающихся композиторов.

Композиторы-классики проявили большой интерес к созданию произведений для детей. Это «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детские сцены» Р. Шумана, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Все они программны, они как бы рисуют события жизни. Овеянные тонким чувством, поэтическим видением, они разнообразны по тематике и жанрам. Можно назвать немало и других произведений, доступных для детей по форме и содержанию. Это «Полька», «Галопада» М. И. Глинки, «Казачок» А. С. Даргомыжского, «Полька» М. А. Балакирева, «Галоп» А. П. Глазунова, «Полька» С. В. Рахманинова, отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова («Море», «Белка», «Полет шмеля»). Балеты П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» близки каждому детскому сердцу - сказочные сюжеты положены на прекрасную музыку, популярней которой, кажется, нет ничего на свете, и она не стареет, словно обладает секретами какого-то волшебства. Пьесы Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана тоже очень любимы детьми. Замечательную музыку для детей писал и Морис Равель – в его опере «Дитя и волшебство» в качестве персонажей выступают Чашка и Чайник, Часы и Кушетка, сюжетно-зрительская опора в слушании музыки.

Музыка советских композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского вошла в фонд замечательных произведений для детей. Всем, наверное, известна музыкальная сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева. Она написана с педагогической целью, – не только ознакомить со звучанием различных инструментов оркестра, но и показать нравственный смысл – борьбы добра и зла. Удивительно удачны лейтмотивы персонажей сказки в исполнении на разных инструментах; тему волка исполняют три валторны грозно, угрожающе, а тему дедушки – фагот, который звучит в низком регистре, образ поющей птички передан звучанием флейты и т. д.

В процессе творческой музыкальной деятельности каждому ребёнку дать возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Основой накопления детьми опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. Он может быть представлен списками конкретных произведений, основные позиции отбора, для которых являются знакомство:

• с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки, с ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами;

• с различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

• с выразительными средствами в создании музыкального образа;

• с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

При составлении содержания программы для организованного общения дошкольников с музыкой, можно руководствоваться следующими принципами:

• доступности;

• тематизма;

• яркой эмоциональной образности;

• принцип событийности (все, что связано с какими-то событиями).

В список под № 1 мы включили музыкальные шедевры, красота которых бесспорно доступна и малоподготовленному человеку: образность, эмоциональность, содержательность этих маленьких шедевров обеспечивает позитивное восприятие каждого ребёнка.

Список № 1.

1. Р. Шуман. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества».

2. Р. Шуман. «Грезы» из «Детских сцен».

3. П. И. Чайковский. «Песня без слов».

4. П. И. Чайковский. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

5. П. И. Чайковский. «Неаполитанская песенка».

6. М. Равель. «Болеро».

7. Э. Григ. «Шествие гномов».

8. Ф. Шопен. «Вальс ре-бемоль мажор».

9. Ф. Шопен. «Вальс до-диез минор».

10. С. В. Рахманинов. «Итальянская полька».

11. М. И. Глинка. «Вальс-фантазия».

12. И. Штраус. «Голубой Дунай».

13. Ф. Шопен. «Мазурка до мажор».

14. Ф. Шопен. «Полонез ля мажор».

15. Г. В. Свиридов. «Марш» из музыки к к / ф. «Метель».

16. К. Сен-Санс. «Лебедь».

17. П. И. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро».

18. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

19. С. С. Прокофьев. «Прогулка».

20. И. С. Бах. «Органная хоральная прелюдия соль минор».

21. И. С. Бах. «Шутка».

22. Ф. Шуберт. «Серенада».

23. Х. Глюк. «Мелодия».

24. В. А. Моцарт. «Турецкий марш».

25. Ф. Лист. «Вторая венгерская рапсодия».

26. Л. В. Бетховен. «Соната № 14».

27. Ф. Шуберт. «Аве Мария».

28. В. А. Моцарт. «Лакримоза» из «Реквиема».

29. Г. В. Свиридов. «Время вперед!».

30. М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

31. Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

32. П. И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

33. А. И. Хачатурян. Вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад».

34. К. Дебюсси. «Сиринкс».

35. И. Брамс «Венгерские танцы».

36. М. Огиньский. «Полонез».

Природа вошла в музыкальное искусство так же, как она входит в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда надолго бываем от природы оторваны. Композиторы выражали музыкой свое восторженное восхищение красотой и богатством природы и стремились передать это восхищение своим слушателям.

В следующий список мы включили отдельные произведения тематического плана, в которых композиторы воспевают природу. При прослушивании этих произведений у детей развивается эстетическое восприятие: чувство красоты природы, музыки, поэтического слова.

Список № 2.

«Природа и музыка».

1. П. И. Чайковский. Альбом «Времена года».

2. А. Вивальди. Альбом «Времена года».

3. Э. Григ. «Утро».

4. С. С. Прокофьев. «Утро».

5. С. С. Прокофьев. «Вечер».

6. Д. Б. Кабалевский. «Грустный дождик».

7. С. С. Прокофьев. «Дождь и радуга».

8. М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке».

9. Р. Шуман. «Вечером».

10. С. С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами».

11. Л. В. Бетховен. Шестая симфония «Пасторальная».

12. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Шехеразада».

13. Г. Берлиоз. «Сцена в полях» из «Фантастической» симфонии.

14. М. П. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе» симфоническая фантазия.

15. К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты».

16. Й. Гайдн. «Времена года» оратория.

А далее (список № 3) мы выделили произведения, связанные со сказочной тематикой. Дети всех возрастов любят сказки. При проведении эксперимента с помощью ниже указанных произведений, мы воспитывали у детей способность различать средства музыкальной выразительности, любовь к добру, красоте.

Список № 3.

«Сказка в музыке».

1. П. И. Чайковский. «Баба Яга».

2. А. Хачатурян. «Вечерняя сказка».

3. М. П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках».

4. Э. Григ. «Танец эльфов».

5. Э. Григ. «В пещере горного короля».

6. М. П. Мусоргский. «Гном».

7. М. П. Мусоргский. «Старый замок».

8. Н. А. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».

9. Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок».

10. Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка».

11. П. И. Чайковский. «Щелкунчик».

12. П. И. Чайковский. «Лебединое озеро».

13. П. И. Чайковский. «Спящая красавица».

14. К. Хачатурян. «Приключения Чипполино».

15. И. Морозов. «Золотой ключик».

16. М. Раухвергер. «Снежная королева».

17. Д. Б. Кабалевский. «Петя и волк».

18. С. С. Прокофьев. «Золушка».

Немаловажным было связать музыкальное восприятие дошкольников с песней, танцем и маршем – самыми широко распространенными, самыми массовыми, самыми демократическими областями музыки, наиболее «простыми» и «доступными» для школьников формами и жанрами музыки.

Список № 4.

«Песня, танец, марш».

1. П. И. Чайковский. «Камаринская».

2. П. И. Чайковский. «Итальянская песенка».

3. П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка».

4. П. И. Чайковский. «Неаполитанская песенка».

5. Г. В. Свиридов. «Романс».

6. Д. Д. Шостакович. «Марш».

7. И. С. Бах. «Менуэт».

8. П. И, Чайковский. «Сентиментальный вальс».

9. С. С. Прокофьев. «Вальс».

10. Л. Боккерини. «Менуэт».

11. Г. В. Свиридов. «Старинный танец».

12. И. Брамс. «Вальс».

13. Ф. Мендельсон. «Свадебный марш».

14. Г. Берлиоз. «Венгерский марш № 3».

15. Г. В. Свиридов. «Военный марш».

16. М. И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

17. И. Штраус. «Вальс».

18. И. Дунаевский. «Спортивный марш».

19. Г. Свиридов. «Зимняя дорога».

20. А. Алябьев. «Соловей».

21. М. И. Глинка. «Венецианская ночь».

22. А. И. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

При прослушивании музыкальных произведений мы использовали двойной аудиовизуальный ряд, который облегчал восприятие музыки. Обращаясь к аудиовизуальному ряду, мы отдавали себе отчет в том, что в восприятии музыки держим дошкольников на уровне «слоя фактов» (Беляева Л. И., наделяя их ролью зрителей в слушании музыки. Но этот период работы с детьми рассматривали в качестве паллиативного, временного периода в развитии у дошкольников умения слышать. Очень скоро двойной ряд чувств (зрение + слух) как средство снимается, и работа с детьми ведется в роли слушателей.

Ниже мы приводим список музыкальных произведений и репродукций картин известных художников, которые мы использовали в работе с дошкольниками.

.

Список № 5.

«Музыка и живопись».

1. А. П. Бородин. «Богатырская симфония».

В. М. Васнецов. «Богатыри».

2. М. П. Мусоргский. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».

И. Е. Репин. «Протодъякон».

3. С. В. Рахманинов. «Прелюдия соль мажор».

И. И. Левитан. «Весна. Большая вода».

4. С. С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».

Ф. Рубо. «Бородинская битва».

А. Кившенок. «Военный совет в Филях».

5. Р. н. п. «Вечерний звон».

И. И. Левитан. «Вечерний звон».

6. Р. н. п. «Эй, ухнем».

И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге».

7. И. Ф. Стравинский. Первая картина из балета «Петрушка».

Б. Кустодиев. «Масленица».

8. Ф. Шуберт. «Аве Мария».

Рафаэль. «Сикстинская мадонна».

9. М. П. Мусоргский. «Сиротка».

В. Г. Перов. «Тройка».

10. М. К. Чюрленис. «Море».

М. К. Чюрленис. «Соната моря».

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой» к международному Дню музыки на МAAMКонсультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой» к международному Дню музыки на МAAM Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой». К Международному дню музыки на МААМ. (Представленные в статье.

Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?»Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?» Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?» Музыка сопровождает человека всю жизнь. Музыка непосредственно.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация общения дошкольников с музыкой»
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 18:10
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД