Получи документы

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией

Елена Бабочкина
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Всем педагогам-дошкольникам известно, что в соответствии с современными требованиями, важным критерием при подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала во всех образовательных областях. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, Семинар с презентацией» размещена в разделах

Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Практика показывает, что дети с огромным желанием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. Для обеспечения качественного проведения экспериментальной деятельности необходимо обратить внимание на алгоритм подготовки и структуру занятия экспериментирования.

АЛГОРИТМ

подготовки занятия-экспериментирования

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение рассматривание иллюстраций).

3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5. Игровой тренинг внимания, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.

7. Выбор и подготовка пособий и оборудования для предстоящего занятия с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования - дневники наблюдений, фотографии, рассказы, рисунки.

9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

10. Прогнозирование результата.

11. Закрепление последовательности действий.

12. Закрепление правил безопасности.

СТРУКТУРА

занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания.

4. Распределение детей на подгруппы, при необходимости в старшем дошкольном возрасте - выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности в группах.

5. Наблюдение результатов экспериментирования.

6. Фиксирование результатов экспериментирования.

7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно – в среднем и старшем дошк. возрасте).

Рассмотрим подробнее ключевые этапы проведения занятия.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ. Проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка и направлена на поиск смысла происходящих изменений. Подводя воспитанников к ответу на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы об изменениях в наблюдаемом объекте.

Роль воспитателя заключается в организации активной деятельности в форме дискуссии, диалога, используя поисковый метод. При этом дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои соображения, у них развивается понимание возможности разных вариантов решения проблемной задачи.

Воспитатель не дает готовых ответов, выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует их. В своей речи он использует выражения: «Подумаем вместе…», «Я думаю так же, как ты», «Я думаю иначе, меня волнует вот какая мысль….». Если ребенок ошибся, воспитатель говорит «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушаем, как думают другие ребята», или «Кто думает иначе?».

Беседуя со старшими дошкольниками, педагог использует метод прогнозирования – «Что стало бы с деревьями зимой, если бы осенью они не сбросили листву?». Воспитатель не навязывает детям правильные ответы, а подводит к простейшему пониманию закономерностей окружающего мира.

Например, каждую осень деревья «раздеваются», как человек снимает одежду, так они сбрасывают листву, потому что готовятся к отдыху. Осень – это вечер года, зима – ночь года, зимой растения отдыхают, прикрытые снежным покрывалом. Дети радуются такому открытию.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания.

Например:

С ВОДОЙ-

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

СО СТЕКЛОМ-

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С ПЕСКОМ-

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С ОГНЕМ-

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь.

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ-

Ты работу завершил?

Все на место положил?

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Ведение документации. Для фиксации наблюдений существуют три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений. Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм с использованием готовых фотографий и картинок.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети же по его просьбе выполняют отдельные операции. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается.

В старшей и подготовительной группах календари погоды и дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди. Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен, со второго полугодия возможен неявный контроль, когда детям кажется, что они работают самостоятельно. Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.

Особенностью оборудования центров исследования по разным возрастам является усложнение и увеличение разнообразия оборудования по мере взросления детей в соответствии с возрастной тематикой занятий.

Например, 1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА должна быть оснащена следующим образом.

Центр «Песок-вода» - емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, предметы из разных материалов – деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические и т. д.

Центр «Воздух» - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.

В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ перечень оборудования уже значительно расширен.

Центр «Песок – вода» (добавляются опилки, банки, бутылки, крышки).

Центр «Воздух» (добавляется парашют).

Центр «Науки и природы» (добавляются лупа, картинки с изображениями источников света – солнце, луна, звезды, светлячок, костер, лампа, фонарик и т. д. ; свечи, спичечные коробки, весы, глобус, микроскоп, пинцеты, пипетки, шприцы без иголок, зеркала, отвертка, винтики, наждачная бумага и т. д.).

Центр «Литература» (добавляются алфавит, буквы, скотч, ручки, прописи, картотеки чистоговорок, кроссворды, ребусы и т. д.).

Центр «Искусство» (добавляются игровое тесто, восковые свечи, бумага и картон различной структуры, штампы, газеты, фольга и т. д.)

Центр «Кулинария» (добавляются сио, дуршлаг, формочки для печенья, лопатки, поварешка, толкушка, овощерезка и т. д.).

Манипулятивный центр (добавляются домино, шашки, лото, пазлы, рабочие листы с заданиями, счеты, тетради в клетку и т. д.).

Объединяя все вышесказанное, можно использовать китайскую пословицу – «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ «Волшебная соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Шахтерска Углегорского муниципального.

Деятельность дошкольников в опытно-экспериментальной лаборатории «Росток» Экскурсия в цветочный магазин «Садовод» (осень). Цель формирование представлений о назначении магазина, профессиях людей, работающих.

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности СЕНТЯБРЬ ОПЫТ № 1 «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин.

Конспект НОД для старших дошкольников по опытно-экспериментальной деятельности «Игры с водой» Конспект НОД для старших дошкольников по опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Игры с водой». Цели: развивать интерес к исследовательской.

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Он невидимый, но, всё же, без него мы жить не можем» Задачи приоритетной образовательной области: «познавательное развитие» - развивать любознательность, расширять представление о воздухе,.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Организация опытно-экспериментальной работы Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Перспективный план работы на учебный год по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 5–7 лет Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь.

План самообразования по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании» Вос-ль:Коноплева Н. М. Старшая группа Цель:Повышение уровня знаний обучения и мастерства исследовательской деятельности. Задачи:Помочь детям.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 19:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД